Сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

Из переписки с читателями

Здравствуйте, Игорь Георгиевич! Получила Ваши книги. Огромное спасибо! Они замечательные, и мы с дочерью уже приступили к их изучению. Всего Вам самого хорошего. Елена Г., Санкт-Петербург, 9-02-2004.

Здравствуйте, Игорь Георгиевич! Меня зовут Влада, я учусь в 5 классе Харьковской гимназии. Мама мне распечатала с Вашего сайта математические головоломки и задачи. Мы в классе на всех переменах их разгадываем. Вы случайно не знаете, где у нас в Харькове можно купить Ваши книги. Мы бы очень хотели их иметь. И мои друзья, которые занимаются в Харьковском клубе "Пешка" с удовольствием читали ваши шахматные задачи. С уважением Влада Романовская. 26-09-2003.

Здравствуй, Влада! Мне очень приятно было получить от тебя письмо, и тем более приятно, что и на Украине знают о моём творчестве. Передавай привет от меня всем своим друзьям. Интересно, что на своём втором (чисто шахматном сайте) я примерно месяц назад дал ссылку и на Интернет-страницу Харьковского клуба "Пешечка". Уже давно живу в Москве, но мой отец родился не так уж далеко от Харькова - в посёлке Чернянка (это Россия - но рядом с границей). К сожалению, я не знаю, где в Харькове можно купить мои книги, но, так как написал уже 50, то, полагаю, что в центральных магазинах некоторые из них должны быть. Мне и самому интересно, есть ли мои книги на Украине? Часть моих книг продаётся российскими Интернет-магазинами, достаточно набрать в Яндексе "Сухин", как справа появится перечень книг, имеющихся у них в наличии. Я, правда, не знаю - присылают ли их из России? Напиши. Быть может, и на Украине есть Интернет-магазины? Изредка я сам высылаю кое-что наложенным платежом (по России), но не знаю, работает ли система наложенного платежа на Украину? Передай своим друзьям, которые занимаются в Харьковском клубе "Пешка", что мне было бы приятно получить письмо по е-мейл от их тренеров. Дело в том, что у нас в России я - автор официального факультативного курса "Шахматы - школе", и уроки шахмат в некоторых 1-4 классах проходят по моим методикам и учебникам. Знают ли об этом на Украине? Проходят ли уроки шахмат на Украине? Что касается математических головоломок, то пока изданы две книги. Третья должна выйти в 2003 году в "Астреле" ("1200 головоломок с неповторяющимися цифрами"), а первую тот же "Астрель" планирует переиздать в 2004 году. А какие из моих математических задач тебе понравились больше всего? Также мои математические задачи, кроссворды, игры, скороговорки есть в каждом номере журнала "Мурзилка". Думаю, этот журнал есть в каждой библиотеке. Так ли это? Если тебе нетрудно, ответь на мои вопросы. Ещё раз спасибо тебе и твоей маме за Ваше письмо! И.Г.Сухин 26-09-2003.

Уважаемый Игорь Георгиевич! Здравствуйте! С увлечением занимаюсь знакомством дошколят и школьников начальных классов, опираясь на Ваши книги: “Шахматы для самых маленьких”, и “Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны”. На второй странице последней сказано: “К данному учебнику разработано и издано методическое пособие для учителя /и родителям/ “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”. В ближайшее время в издательстве выйдут аналогичные учебно-методические комплекты для второго, третьего, четвертого года обучения, а также хрестоматия “От сказки к шахматам”. Эти учебно-методические комплекты могли стать для меня хорошим учителем. По образованию я техник-теплотехник, уже на пенсии. Все мои попытки купить написанные Вами книги закончились провалом. Чаще всего на мои просьбы просто не отвечали. Перечисленные учебно-методические пособия позволили бы мне более грамотно и интересно вести занятия, что в свою очередь расширило бы число поклонников шахмат. А так, хоть бросай. Но бросить - не будет пользы ни мне, ни подрастающему поколению, Очень надеюсь на Ваше содействие в приобретении Ваших книг. Я готов получить перечисленную литературу наложенным платежом, сообщите только куда мне обратиться. Ч.В.Д. Свердловская область, г. Верхний Тагил 06-06-2003

Добрый день, Н.Д.! Сегодня Ваше письмо добралось до автора. Очень приятно, что мои книги помогают Вам в работе! К сожалению, издательство “Духовное возрождение”, кроме учебника “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” выпустило пока только методическое руководство “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” (1999) и учебник “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” (2003). В принципе, я могу Вам их прислать наложенным платежом, но они дорогие… Поэтому, может быть, Вам дешевле приобрести мою книгу “Удивительные приключения в Шахматной стране” (для детей 5–8 лет; М.: Поматур, 2000, подарочное издание)… В этой книге альтернативный учебник 1 года в виде сказки и методичка как бы объединены, и ещё кусочек 2 года обучения. Полную информацию обо всех моих книгах Вы найдёте на моём сайте: http://suhin.narod.ru. Напишите, как протекают Ваши занятия с детьми, что нравится, а что - нет, какой возраст детей, какие книги других авторов Вы используете, какие из них лучшие? С уважением, автор И.Г.Сухин 17 июня 2003 Мой адрес электронной почты: suhin_i@mail.ru

 

Ураа! Наконец-то могу почти лично обменяться впечатлениями и своими проблемами! Игорь Георгиевич! Здравствуйте! Многие лета! Долгожданную весточку от Вас я получил 2 июля! Спасибо! Моей радости не было предела. Игорь Георгиевич! Ваша фраза “… для меня это дорого…” справедлива. И она же говорит о моей недоступности к Вашему сайту и электронному адресу, хотя это, наверное, быстрее. Я бесконечно рад тому, что Вы можете выслать мне книги… Я имел (кому-то дал поработать и с концом) Вашу книгу “Приключения в Шахматной стране” 1991 года издания. На практике в детском саду за учебный год не смог освоить с ребятами весь учебник – время на занятия отводится не более 20 минут. Однако результат ребята показали в меру способностей каждого хороший. Прошедший год занимался по Вашей книге “Шахматы для самых маленьких” 2001 года издания. Ограничения – 2 занятия в неделю по 15-20 минут. Поэтому продвижение очень медленное. И опять способные успевают всё быстро. Однако мои педагогические возможности далеки от желаемого. Не всегда удаётся увлечь ребят уроками – отвлекаются и успевают ссориться между собой. Вот поэтому для меня представляет огромный интерес методическое руководство “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”. Не помешает учебник “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”. Если не трудно, то приложите книгу “Удивительные приключения в Шахматной стране”. И, пожалуйста, не волнуйтесь, культура всегда дорога во всех смыслах…С уважением и благодарностью в ожидании Ю.Д.Ч. 03-07-2003

Уважаемый Игорь Георгиевич! Вас беспокоит из Заполярной Воркуты тренер-преподаватель по шахматам В. А. А. В 2001 г. впервые в Республике Коми в г. Воркуте состоялся чемпионат города среди дошкольников по шахматам. Этому соревнованию дали же конечно шахматное название - “ДЕБЮТ”. 37 мальчиков и 8 девочек в течение 4-х дней бились за шахматной доской. ДЕБЮТ - 2002 собрал 32 мальчика и 18 девочек. Я пишу Вам об этом так подробно, потому что сразу, же на закрытии турнира, Руководителем Департамента Дошкольных Образовательный учреждений - Николаем Михайловичем Бейзаком, было принято решение об организации детского шахматного клуба для дошкольников и младших школьников. В настоящее время выбрано помещение, ведутся ремонтные работы, изыскиваются средства на инвентарь и так далее, но все это технические вопросы. Учитывая Ваш колоссальный методический опыт работы с дошкольниками (Ваши книги - мои первые помощники на занятиях с дошкольниками) обращаюсь к Вам с просьбой оказать методическую помощь при организации учебного процесса.

В настоящее время перед нами остро стали вопросы:

- о преподавателях шахмат дошкольникам

- наличие специальной методики по обучению шахмат групп дошкольников

- методически грамотная организация обучения в ДОУ

каков шахматный инвентарь (адаптирован с учетом возраста);

с какого возраста можно начинать обучение;

количественный состав в обучаемой группе;

продолжительность и периодичность занятий.

Конечно, можно было бы организоваться своими силами, но хочется получить профессиональный совет, поэтому очень жду Ваш ответ. “ДЕБЮТ 2003” не за горами и подготовка к нему идет полным ходом. С уважением. Воркута 2002 г.

 

Добрый день Игорь Георгиевич! Была приятно удивлена Вашим скорым ответом, за что большое спасибо. В моей шахматной библиотеке имеются Ваши книги: 1. Шахматы для самых маленьких. 2. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. 3. Удивительные приключения в Шахматной стране. В Воркуте, к сожалению, очень трудно достать литературу шахматной тематики. Ваши книги были приобретены неложным платежом через объявление в шахматном журнале “64”. Я не знакома с Вашими статьями, и буду очень признательна, если Вы укажите, где с ними можно будет ознакомиться. Я очень жду Вашего ответа и хочу заручиться Вашей поддержкой в вопросах оказания консультативной помощи при организации обучения дошкольников шахматам. Можно ответить и на новый E-mail (почтовый адрес на работе). С уважением В. А.А.

 

Ответ от 12-11-2002 Добрый день В. А. А.! Спасибо за второе письмо. Что касается меня, то обычно я редко вхожу в Интернет (один-два раза в неделю), переписка у меня небольшая, как это ни странно. Вы пока не ответили на мой главный вопрос - были ли на моём сайте? Ведь там есть ответы почти на все Ваши вопросы, а также полный список моих книг и статей, фрагменты почти всех моих книг, все программы обучения, ответы на вопросы. Все мои книги у меня есть в наличии, если кто-нибудь от Вас приедет в Москву, то своей литературой я обеспечу. Адрес моего сайта - http://suhin.narod.ru. Думается, когда Вы изучите шахматные материалы моего сайта и у Вас ещё останутся вопросы, то тогда и имеет смысл мне дать Вам более детальные рекомендации. Ещё меня интересует, как Вы в своей практике используете материалы моих книг, какие ещё пособия используете? Какие идеи начального обучения Вам особенно по душе? Как Вам моя идея фрагментирования шахматной доски, изготовления шахматного кубика, длительный доматовый период обучения и др.? С уважением, И.Г.Сухин

Ответ И. Спасибо за доброе слово о шахматах! Ваша фраза: “Мне больше нравятся шахматы”, - бальзам на душу. Вы пишете, что Вашему старшему - тоже. Сколько ему лет? По каким учебникам Вы его учите? Это не праздный интерес. Дело в том, что хотя в России уже с 1996 года существует официальный шахматный факультатив в начальной школе (я его автор), а во многих детских садах проводятся шахматные занятия (я и сам занимаюсь в московской мини-школе с детьми 3-6 лет, естественно, по своим методикам), но общее отношение к шахматам в России оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что до сих пор к шахматам почти все относятся ТОЛЬКО как к игре, лишь на словах признавая колоссальный образовательный потенциал, заложенный именно в рационально построенном ПРОЦЕССЕ обучения азам древней игры! Если Вы знакомы с моими шахматными учебниками и сказками для детей 2-8 лет, то знаете, что мой подход совсем иной (не надо спешить с объяснением всех шахматных правил, а желательно шаг за шагом детально изучить возможности каждой фигуры в занимательных дидактических играх - я этого касался в материалах своего сайта - /suhin.narod.ru/). В результате обе мои дочери - золотые медалистки (и школьные уроки готовили САМОСТОЯТЕЛЬНО, с минимальным вмешательством родителей - в этом и состоит заслуга процесса обучения шахматным азам, а не в азартном и порой бездумном передвижении фигур по доске). И начинать обучение детей шахматам (в доступных формах!) надо как можно раньше (конечно, если родители хотят, чтобы ребёнок хорошо и легко учился). С уважением, Игорь Георгиевич Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО. 12-07-2001

 

Здравствуйте! Спасибо за столь интересный и содержательный сайт. Желаю Вам творческих удач, вдохновения и радости творчества. Обязательно поищу Ваши книги в продаже или в библиотеке :) С уважением, Мама трёхлетней малышки 03-08-2001.

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Случайно обнаружила Ваш сайт, хотя искала его давно. Дело в том, что я, не умея играть в шахматы, по Вашей книге (от 2 до 5) научила играть дочь (тогда ей было около 5 лет). Чтобы поддержать увлечение дочери шахматами я стала искать Ваши книги для учащихся 2-3 классов. Но, увы, безрезультатно. Летом этого года послала письмо с просьбой выслать книги в издательство “Духовное возрождение”, но ответа так и не получила. Есть ли у Вас возможность помочь мне (меня заинтересовали не только шахматы)? Спасибо за Ваши книги (кстати, все, что Вы делаете надо активнее рекламировать!) К.О. 13-10-2001

 

Уважаемый Игорь Георгиевич, вот уже почти 3 года мы находимся под впечатлением от случайно купленной книги по обучению детей шахматам, написанной Вами. Благодаря ей, наш мальчик, которому сейчас 5,5 лет, уже освоил азы этой прекрасной игры и получает удовольствие от эпизодических шахматных занятий. Нам очень хотелось бы связаться с Вами, чтобы освоить шахматы по-настоящему и заниматься их изучением более серьезно по Вашей методике (мечтали бы с Вами, но готовы и с единомышленниками по Вашей рекомендации). Т. и А. 15-01-2002

 

Уважаемый автор! А где можно приобрести (в Москве) Вашу книгу (Удивительные приключения в Шахматной стране)? Спасибо. A.K. 05-03-2002

 

Очень приятно, что Вас заинтересовала моя книга. Позвоните мне по телефону - 966-79-48 (Москва), и мы договоримся. И.Г.Сухин 06-03-2002

 

Здравствуйте, Игорь Сухин. Очень заинтересовалась Вашей методикой обучения маленьких детей шахматам. Моему сынуле 3,5 года. Мы проживаем в Мурманске. Обошла все магазины книжные, но нигде нет Ваших книг. Очень хочу приобрести такие книги как: 1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Буду рада, если вы дадите какие-нибудь рекомендации для их приобретения или, если у Вас есть такая возможность, помогите их приобрести. С уважением, М.Н. 20-03-2002

 

Здравствуйте, Игорь! Я побывала на Вашем сайте и меня захватила Ваша идея. Мне самой хочется научиться играть в шахматы (а не только знать, как ходят фигуры). У меня дочка 2,5 лет и думаю это самый подходящий момент учится вместе. Где можно найти Ваши книги в полном варианте, на сайте у Вас только отрывки? И вообще, с чего Вы посоветуете нам начать и как действовать? Буду очень признательна за любые Ваши советы. A. 12-07-2001

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте! Побывала на Вашем сайте, впечатление - самое восторженное! Я со старшей дочерью шахматами, как игрой, не занималась. Она, случайно увидев их в шкафу, спросила, что это такое. Объяснила, а поскольку ей тогда было 3 года, использование на практике свелось к тому, что назвала фигуры и показала, кто как умеет ходить. Поэтому наши шахматные игры до сих пор (сейчас ей 7) сводятся к своего рода увеселительной прогулке короля и его свиты. Расставляем фигуры на доске (или произвольно, или по правилам, но тогда остается мало места для маневра) и ходим по очереди. Либретто такое - свита короля отправляется на бал во дворец (из бумаги на противоположном конце доски). Если присутствуют белые и черные - дворца соответственно 2. Цель дойти и дать пройти остальным. А волнует меня вот что. В школе, куда мы поступили, шахматы внесены в сетку расписаний первоклассников со 2-го полугодия. Не будет ли девочке мешать то, что мы “играли” в не в шахматы, а в шахматные фигуры? Заранее благодарна, Н. 13-07-2001

 

Спасибо за добрые слова! Для нас - методистов это стимул для продолжения творческой работы даже в тот момент, когда опускаются руки. Меня заинтересовало Ваше замечание об уроке шахмат в 1 классе. Из какого Вы города? Какая школа? Дело в том, что на факультативы в начальной школе выделяется крайне мало часов, и директор выбирает чаще всего английский. А теперь об очень ВАЖНОМ. То, как Вы играете с дочерью в шахматы, нормально! Даже известные гроссмейстеры (Геллер и др.; “не будем” о Капабланке - он гений, каких единицы) в дошкольном возрасте любили играть шахматными фигурами в войну и т.п. У каждого свой путь, и не надо стеснять желания ребёнка, ведь если он пока не хочет играть по Вашим правилам, то они ему пока сложны и не интересны. Не бойтесь, в школе у Вашей дочки всё будет хорошо.

Беда почти всех шахматных учебников для детей состоит в том, что авторы наскоро объяснив правила, дают очень сложный материал как для дошкольников, так и для младших школьников. В результате, о развитии не идёт и речи. А ведь для большинства (не для всех) детей 3-6 лет необходим достаточно длительный “доматовый” период! Термин “мат” очень и очень сложен для детей (и для многих мам). Вначале необходимо играть без королей - просто фигура против фигуры (ладья против слона и др.) на фрагментах шахматной доски (кто побьёт фигуру противника, тот и выиграл). Это доступно и детям, и мамам. При этом можно обходиться и без шахматной доски! Нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) игровое поле размером 3 на 3 клетки. Вы станете, например, слоном (он ходит только по диагонали), а малыш - ладьёй (ходит по горизонталям и вертикалям). Ходите, как и принято в шахматах, поочерёдно. Кто побьёт “фигуру” противника, тот и выиграл. Просто? Элементарно просто и невероятно полезно для ребёнка. Ведь, если на доске 8 на 8 полей, он не сможет (в силу психофизиологических возможностей) найти лучшее продолжение, то на маленьких фрагментах он в состоянии рассчитать последствия своего передвижения! Так формируется внутренний план действий, без которого в школе - беда. На своём сайте я привёл очень мало шахматного материала, так как рисовать шахматные доски - невероятно долговременный процесс. Если Вас заинтересовали мои книги, и Вы живёте в Москве, то со мной всегда можно связаться по домашнему телефону 966-79-48 (после 19 часов). У меня всегда есть лишние экземпляры. Для дошкольников лучше всего использовать книги “Шахматы для детей 2-5 лет” (здесь дан комплекс положений для разыгрывания на фрагментах доски) и “Удивительные приключения в Шахматной стране” (здесь множество занимательных заданий на всей доске). Оба учебника - для родителей не умеющих играть в шахматы. Звоните, не стесняйтесь! Кстати, шахматы это, конечно, хорошо, но очень важны для развития ребёнка лингвистические игры, математические задачи, литературные викторины, загадки и многое другое. В этих областях мне тоже удалось найти кое-что новое и интересное. Об этом на моём сайте даже больше, чем о шахматах (так как шахматы мне трудно зрелищно подать в Интернете). С уважением, И.Г.Сухин

 

Мы из Москвы. Школа №565. Шахматы наобещали даже не в виде факультатива, а в сетке занятий. Школа и так и углубленным изучением английского и художественных дисциплин. Теперь переживаю, а потянет ли все это ребенок... Н. 13-07-2001

 

Шахматы не помеха для других дисциплин, а добрый помощник. При Вашем добром и бережном отношении к дочери (а по строчкам Ваших писем я чувствую, что так оно и есть) в школе особых проблем быть не должно. С уважением, И.Г.Сухин. 15-07-2001

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Я живу в США. И мне очень хотелось бы получить Ваши книги. Может они продаются в каком-то интернет-магазине, где я могла бы их заказать? A. 16-07-2001

 

Уважаемая А.! Если бы Вы жили в Москве, то проблемы бы не было, по телефону 966-79-48 со мной легко связаться... Раньше Вы спрашивали, с чего начать обучение шахматным азам. В моих книгах всё это подробно описано. Главный тезис - не спешить. Изучать материал медленно: чем меньше ребёнок, тем короче занятие. Вашему ребёнку всего два с половиной года, здесь уместно трижды сказать - неторопливость, неторопливость и неторопливость. Интернет предоставляет писателю и методисту уникальную возможность общаться с читателями, невзирая на расстояния, реально увидеть - “работают” ли его методики. Если после прочтения моих книг останутся какие-то неясности, я с радостью отвечу. С уважением, И.Г.Сухин.

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Большое спасибо Вам за отклик: Ваше мнение для меня очень ценно. А нет ли у Вас информации о том, насколько в России теоретически разрабатывается проблема одаренности? Ведь одаренность и “натасканность” - вещи слишком различные. У первых имеются определенные, достаточно редко встречающиеся особенности центральной нервной системы. Этим обусловлен их интерес к обучению, к познанию, и, одновременно, трудности в коммуникативной сфере. Ведь о чем мой трехлетка может говорить даже с 6-ти летними, если они еще зачастую и цифры-то толком не знают, а этот уже оперирует дециллионами? Вот где неприятность-то! Нелегко ему найти собеседника по интересам. Даже и взрослые не все знают, например, что такое “промилле”, а этот - так, небрежно “выдает” в разговоре... Боюсь, что вырастет мой сын одиноким, хоть и умным... Д.К. 15-07-2001

 

В нашем Институте теории образования и педагогики Российской академии образования несколько лет назад по инициативе доктора п/н Б.С.Гершунского собирались “поставить” тему “о вундеркиндах”, но она не была утверждена. Если Вам интересен мой личный взгляд на “проблему одарённости”, то продумать отличный план раннего развития своего ребёнка может почти каждый родитель, но как Вы верно упомянули, проблема именно в коммуникативной сфере. Поэтому многие-многие родители, которые очень быстро развивали своего ребёнка, столкнулись с проблемой, когда талантливым детям, которые поступают в общеобразовательную школу в 4-5 лет, приходится там не просто. В идеале для одарённых детей нужны специальные школы, чтобы юные гении могли общаться с другими гениями. Но тут такой ворох проблем, что не просто за что-либо “зацепиться”. Одна из бед состоит в том, что очень часто родители форсируют события и принимают желаемое за действительное, пытаясь реализовать в детях те или иные задатки. Но часто ребёнка “интеллектуально перекармливают”, отбивая у него интерес к той сфере деятельности, к которой у него проявились способности. Отбить интерес ребёнка к чему-либо очень легко, а восстановить очень трудно. Подчас родители становятся “жандармами”. Это страшно, такие дети лишены детства. Что касается особо одарённых детей, то установлено, что они нередко приобретают отрицательные черты характера (думаю, это вина родителей). Чрезмерные амбиции приводят к тому, что дети становятся бездушными, высокомерными, нетерпимыми к критике и т.п. и т.д. Вместе с тем такие дети порой действительно достигают поставленных родителями целей. К сожалению, российская действительность такова, что чтобы куда-то пробиться приходится отталкивать локтями конкурентов. И это тоже страшно. Так что одной из граней проблема одарённости упирается в проблему - чему учить: добру или злу? Раньше всё было однозначно: добру! Теперь же ответа нет. И это тоже страшно. Здесь я умышленно несколько сгущаю краски, чтобы родители не “переэксплуатировали” детские возможности, которые действительно очень велики. Научить можно всему и в любом возрасте, но надо это делать очень и очень бережно. В своих учебниках, пособиях, сказках (http://suhin.narod.ru) я привожу обычно много занимательного материала, и подчёркиваю - тщательно дозируйте занятия с малышами по тому или иному предмету (лучше “недокормить”, чем “перекормить”). Задача родителей - удовлетворять познавательный интерес ребёнка, но не навязывать ему (то нужное), что ему не интересно (либо искать подходящие формы). На мой взгляд, Вам, Дмитрий (ведь Вашему сыну пока только 3 года), хорошо бы пообщаться с родителями тех одарённых детей, которые отдали их в школу в раннем возрасте. Посмотрите материалы сайта (http://kidsport.narod.ru), он посвящён и раннему интеллектуальному развитию малышей. Его веб-мастер Ольга Павлова сама отдала свою старшую дочь Александру в школу в возрасте 5 лет и на сайтах http://ranneerazvitie.narod.ru/gazeta, http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah/, http://mamadoma.narod.ru/ рассказывает о ряде возникших проблем. С уважением, И.Г.Сухин.

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Сегодня случайно встретила Ваши реплики в форуме на Nanya.ru, а потом посетила Ваш сайт. Поскольку я сама мама почти пятилетнего мальчика, недавно заинтересовавшегося шахматами, эти материалы оказались нам весьма кстати. Спасибо за советы! Но пишу я Вам, собственно, по другому поводу. Я обратила внимание, что сайт у Вас никак не оформлен, а я - веб-дизайнер - хотела бы попросить у Вас разрешения разработать для Вас дизайн сайта и потом его реализовать… А. 19-07-2001

 

Здравствуйте А.! Спасибо на добром слове и за конструктивное предложение! Я только недавно начал осваивать интернет-пространство и убедился в том, что если сайт “голенький”, то он быстрее загружается, а это очень и очень важно. Я сам вдоволь “намучился”, пытаясь открыть многие интересующие меня сайты с графикой. Прекрасно сознавая, что в Интернете “голый сайт” считается существенным недостатком, в ближайшие месяц-два мне хотелось бы этот недостаток сохранить, хотя я и сталкиваюсь с рядом проблем (приходится работать без счётчиков и др.). С уважением И.Г.Сухин, 20-07-2001

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Надеюсь, что это письмо не останется без ответа, несмотря на Вашу занятость. Пишет Вам жительница Петербурга, Анна Петровна, 28-ми лет от роду, аспирантка СПбГУ (физический факультет), руководитель информационно-аналитического отдела фирмы “ОЛИС”, а в первую очередь, мать двоих детей, как в кино: “мальчик и ... мальчик”. Идея научить старшего сына (ему 5 лет) шахматам возникла не у меня, а у мужа. А развитием этой идеи мы занимаемся всей семьей. Во-первых, стала собирать информацию через Интернет - как на русском, так и на английском языках. Самое лучшее, что я смогла найти - это Ваш сайт, Ваши статьи и книги. Методика - потрясающая, достойная самых высоких оценок, доступная во всех смыслах этого слова. После первого знакомства - через Интернет, попыталась найти Ваши книги, сначала в библиотеке, потом в книжных магазинах и в интернет-магазинах. Сейчас у меня в руках “Удивительные приключения в Шахматной стране”. После этого наступило “во-вторых” - один из ключевых моментов, с которым я столкнулась при обучении ребенка - было то, что ему мало осваивать новую игру в кругу семьи, он хотел бы делать это среди сверстников. Чувство команды, дружеские отношения, здоровое соперничество - все это присуще детям 5-6 лет. Они обожают находиться друг с другом! Тогда и возникла мысль организовать детский шахматный клуб (название пока в процессе) на базе детской библиотеки. Все это для детей 5-6 лет из детского садика, с соседних улиц - для тех, кто рядом. Когда утрясутся организационные моменты, можно будет говорить о начале занятий. Я очень вдохновлена этой идеей, имея некоторый педагогический опыт, надеюсь, что все у нас получится. Сейчас рисуем логотип (медаль) клуба с шахматной символикой, готовим дидактические материалы для проведения занятий. Естественно, все это на общественных началах, для детей абсолютно бесплатно. Но мы стараемся сделать все качественно, на хорошем уровне, настолько, насколько это возможно. Очень сильно нуждаемся в общении с Вами и Вашими единомышленниками, готовы стать проводниками новых идей, популяризаторами Ваших методик и проч. Ваши советы по организации клуба необходимы, как воздух! Мы, со своей стороны, тоже хотим быть полезными для Вас, надеемся на плодотворное сотрудничество. С уважением, Виталий (папа), Анна (мама), Илья (5 лет) и Антоша (2,5 года).

P.S. Игорь Георгиевич! Вечный вопрос: где раздобыть Ваши книги? Нигде не найти “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны “ и “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”. www.ozon.ru - единственный интернет-магазин, где можно оставить заявку на приобретение этих книг, но сейчас их там в наличии нет. Поэтому, каким-то образом, или по почте наложенным платежом или по предоплате на счет, или будучи в Санкт-Петербурге, - нужна Ваша помощь в приобретении этих книг! Очень на Вас надеемся и ждем ответа. Санкт-Петербург, 15-12-2002

 

Игорь Георгиевич! Здравствуйте! Спасибо за письмо. Отвечаю сразу по существу, про книги. Мы нашли в магазине книгу “Удивительные приключения в шахматной стране”, поэтому высылать ее уже не нужно. А вот “Волшебные фигуры” и “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”, “Шахматы 1 год, или Учусь и учу” нигде нет. Так что ждем эти книги в любой последовательности. Не знаю, насколько это удобно для Вас, вся эта морока с почтой, извините, что мы Вас тревожим со своими просьбами. Поскольку вести кружок - непростая и творческая работа, мы хотели бы иметь на руках как можно больше Ваших книг, потому что проведение занятий - во многом экспромт, учитывается реакция аудитории, а не только собственное мнение. Я не из тех, кто посадит детей за парты и будет читать книгу вслух, мне важен диалог, игра, творческий процесс. А чтобы экспромт получился, нужно собрать максимум информации. Поэтому шлите все, что только может пригодиться, хотя бы косвенно. Со средствами у нас нет затруднений, хорошие книги мы можем себе позволить, тем более для детей. А вот чтиво мы не покупаем, частенько бываем в библиотеке, читаем в основном классику… Анна, Санкт-Петербург 26-12-2002

 

Добрый день, Анна! Большое спасибо за поздравления и за письмо. Оно, как всегда было интересным и содержательным. Очень правильно Вы пишете о старых изданиях детских книг. Тогда были замечательные редакторы (именно они “родили” Успенского), корректоры и художники. Кстати, один из моих любимых художников - Чижиков. Впервые я с ним встречался 15 лет назад, и меня обрадовало, что он и человек очень хороший. С тех пор я его видел мимоходом пару раз, и, наконец, недавно на новогоднем вечере в “Мурзилке” (в этом журнале 1993-1994 гг. публиковались фрагменты “Приключений в Шахматной стране, а сейчас в каждом номере “Мурзилки” печатаются мои скороговорки, кроссворды, игры, викторины или математические головоломки, а то и несколько материалов сразу) мне снова посчастливилось побеседовать с ним… На предложенную Вами перспективу общения, естественно, смотрю положительно. Меня интересует, какие ещё интересные материалы по обучению шахматным азам Вы нашли в Интернете (на русском и других языках)? Я тоже искал подобные материалы, но интересного обнаружил очень мало. Авторов можно понять, в наш век “пиратства” далеко не все “выкладывают” в Интернете свои новаторские наработки. Я размещаю в Интернете достаточно много, но тоже самое лучшее оставляют в книгах. Хотелось бы “выкладывать” и неопубликованные материалы! (впрочем, и это я иногда делаю)… Однако, уже 31 Декабря… С Новым 2003 Годом! Пусть все Ваши планы и задумки, самые смелые мечты сбудутся! С уважением, И.Г.Сухин 31-12-2002

 

Здравствуйте, Игорь Георгиевич! Спасибо за письмо, к сожалению, не сразу смогла на него ответить, праздничная суматоха сказывается. Зато у меня есть новости о детском шахматном клубе, идея создания которого захватила меня в конце прошлого года. Достигнута договоренность с детской библиотекой (во всех отношениях подходящее место!) о предоставлении помещения для проведения занятий с детьми. Помещение предоставляется абсолютно бесплатно, кроме того обещана посильная помощь в организации и проведении занятий. После этого я стала общаться с родителями “согруппников” старшего сынишки, многие с удовольствием готовы приводить детей в субботу, тем более, что далеко возить не нужно. В связи с этим у меня возник вопрос, какое количество детей 5-6 лет оптимально для проведения таких занятий? Поделитесь своим опытом, пожалуйста! Если вводные занятия представляют из себя массовое действо, то впоследствии детей нужно будет разбивать на пары, как это лучше организовать? Высылаю вам ссылки на “околошахматные” интернет-ресурсы на английском языке, которые показались мне забавными. Не зря говорят, что сеть Интернет - большая помойка, множество бесполезных и даже вредных ресурсов. Но Интернет, бесспорно - прорыв в общении и объединении людей. Ускорение темпов жизни и, так называемый, технический прогресс, принесли с собой не только положительные результаты - люди разрозненны, часто одиноки в своих проблемах, лишены теплого, дружеского общения, закрепощены в рамки своего социального слоя. В качестве суррогата живого общения Интернет предлагает виртуальное, объединяющее континенты, всегда можно найти друзей по интересам, общаться вне привычных рамок. И это хорошо. Конечно, как все новое, Интернет используется как для хорошего, так и для дурного. И в этом я нахожу очередное подтверждение того, что каждый человек свободен в своем выборе. Для меня лично Интернет - это новые возможности, новые контакты, новые знания. С уважением, Анна. 17-01-2003

 

Добрый день, Анна! Больше недели не посещал почту, и вот - Ваше письмо, спасибо! Очень приятно получать обстоятельные письма! 10 января послал Вам наложенным платежом две книги: “Волшебные фигуры” и “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”. Отвечаю на вопросы. В группе желательно не более 15 детей 5-6 лет для опытного педагога-шахматиста и не более 6-8 для непрофессионала. Каждый обязательно имеет свою шахматную доску. Вот уже более 10 лет я строю занятия на начальном этапе обучения по одной и той же схеме: читаю-инсценирую (выборочно, с сокращениями) сказочную часть книги “Приключения в Шахматной стране” (1991). Продолжительность занятия - 30 минут (но можно и больше, зависит от “уровня” группы). На каждое из занятий по обучению ходам фигур даётся два урока: 1) сказка с решением “Загадок из тетрадки”, 2) разыгрывание элементарных положений - фигура против фигуры - на фрагментах доски 3 на 3 поля (вырезанных из картонных шахматных досок) из пособия “Волшебные фигуры”. Инсценировка сказки проводится так: я держу в руках вырезанные и наклеенные на картонки персонажи сказки (из бракованного экземпляра книги), которые разговаривают между собой и объясняют тот или иной материал на демонстрационной доске (демонстрационная доска очень желательна). Инсценировать сказку о приключениях Юры элементарно просто (кстати, два раза в течение курса обучения я показываю детям два диафильма “Приключения в Шахматной стране” и “Книга Шахматной мудрости”; диафильмы - это не “пещерный век”, как полагают некоторые). А вот разыгрывать с детьми даже элементарные положения на доске 3 на 3 требует от педагога постоянной концентрации. Ведь он сам по очереди должен сыграть с каждым ребёнком - обходит круг за кругом, делая по одному ходу (как в сеансах одновременной игры). Поэтому положения подбираются такие, где игра длится 1-3 хода, причём в самых первых ребёнок должен побить вашу фигуру первым же ходом. Такие сеансы у меня проводит “нарукавная” игрушка” - Весёлый Горизонталик (весёлый, хвастливый, непосредственный, проказливый). С детьми 5-6 лет я строго занимаюсь по своей опубликованной программе. В книге “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” об этом подробно описано, а в “Программе” указано, какие наглядные пособия желательно изготовить. Вот пока и всё. Пишите, спрашивайте. С уважением, И.Г.Сухин.

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте! Бывает, жизнь так закрутит, завертит. Совсем не было времени на подробное письмо, а писать “отписку”, что все нормально, все хорошо, не хотелось. Так вот, на самом деле все не просто нормально и хорошо, все просто замечательно. Пошел третий месяц занятий (как и собиралась, начала в первую субботу февраля). Ребятки (и их родители) подобрались очень хорошие, стабильно ходит 5-7 человек (возраст 5,5 - 7 лет, мой Илюша - самый младший). К каждому занятию стараюсь придумать что-то “эксклюзивное”, в добавление Вашей методике. Мы уже и из пластилина лепили фигуры, вырезали из шахматных досок (распечаток) шахматные стулья, столы и даже броненосцы, диагональ изучали с помощью куриных лапок (выделена главная белая диагональ, а на ней - следы курицы), и так далее. Тот, кто пропускает занятие, получает от меня распечатки по пройденному материалу. Стимулирую ребят, чтобы они сами объяснили болевшему, что мы прошли. Это здорово! Демонстрационной доской пока не удалось разжиться, это, конечно, минус. Но что-нибудь придумаем. Кабинет для занятий очень уютный. Все приносят свои шахматы, доски. Пробовали играть “на поражение” ладьей, анализировали ходы - дети вполне воспринимают. Мне очень нравится игра на ограниченном количестве полей. С каждым занятием убеждаюсь, что методика просто замечательная, были занятия, когда после командировки, большой загрузки на работе, подготовиться не удавалось, методичку читала за пятнадцать минут до занятия. И ничего, справлялась с ситуацией. Только благодаря Вашим книгам :) Конечно, это не выход, чем дальше, тем сложнее задания на уроках, готовиться просто необходимо. Мой сынишка, Илюша, очень гордится мамочкой, очень доволен, что мы занимаемся шахматами. Дома стараемся выделить на неделе один-два (больше не получается) вечера для игры, чтобы закрепить пройденный материал. У Илюши суббота ассоциируется с шахматами и библиотекой, после занятий мы заходим в абонемент, берем новые книги, потом - домой. Субботы вдвоем играют большую роль в наших с ним взаимоотношениях - это радость как для него, так и для меня. Обновления на Вашем сайте видела, теперь я знаю Вас “в лицо” (появилась фотография). А сколько Вам лет? Письмо получилось сумбурным, извините. 19-20 апреля, скорее всего, я буду в Москве, подумайте, возможно, ли будет встретиться и пообщаться. Мне бы очень хотелось, не знаю, найдете ли Вы время для меня (это будут выходные). С огромным уважением и большим приветом от всего семейства :) Анна 07-04-2003.

 

Добрый день, Анна! Прекрасно, что методика работает! Замечательно, что Вы творчески подошли к обучению детей! Так держать! Рад за Илюшу! 20 апреля, конечно же, жду Вас у себя в удобное для Вас время. Недавно я узнал, что на сайте “7я” уже несколько раз обсуждалась моя методика и всегда со знаком плюс. Последнее обсуждение было на конференции “Ребёнок от 3 до 7” 1-4 апреля (http://www.7ya.ru/conf/conf-Care3.htm). Огорчило только, что педагог Ольга Оводова, которая занимается с группой детей 5-6 лет, сообщила, что по методике Сухина дело идёт туго (но я на неё не в обиде - год назад Ольга много хорошего о моей методике писала на конференции “Раннее развитие”, я просмотрел материалы за последние 3 года). Я уже понял, в чём дело. Она, видимо, не знает о существовании базовой книги “Удивительные приключения в Шахматной стране”! И сегодня в 11 часов я послал в “7ю” свою тему “Шахматы от Сухина”. С уважением, И.Г.Сухин

 

Как вы поживаете? У меня особенных новостей нет. Скоро лето, мы с ребятами будем заниматься весь май, а потом - каникулы до сентября. Родители ребятишек, членов нашего шахматного клуба, не могут найти Ваши книги в магазинах Санкт-Петербурга. Если Вам не очень сложно, могли бы Вы выслать им книги по почте наложенным платежом, как мне? Я отправлю Вам адреса. Мы сейчас “проходим” коня, на удивление сложная фигура для ребят. Ну, ничего, придется больше занятий ему посвятить. Пишите! Удачи Вам! Анна, Санкт-Петербург. 12-05-2003

 

Добрый день, Анна!.. Мои базовые книги действительно закончились во всех книжных магазинах, но у меня они ещё есть в наличии (за небольшим исключением). Я думаю, что можно опять воспользоваться наложенным платежом. Конь, в самом деле, фигура с норовом. С уважением, ИГС. 13-05-2003

 

Уважаемый Игорь Георгиевич, Спасибо за Вашу работу. У нас есть Ваша книга “Шахматы для самых маленьких” и, пользуясь вашими рекомендациями, мы с сыном (3,5 года) знакомимся с этой мудрой игрой. Я не форсирую, но он сам мне говорит: “Давай в шахматы поиграем”. С Вашего сайта я узнала о том, что вы работаете в школе “Знайка-М”. Скажите, кто еще занимается шахматами с детьми 3-4 лет. И есть ли возможность приводить на Ваши занятия ребенка не ученика школы? Скажите можно ли каким-либо образом приобрести и другие Ваши книги о шахматах - “Удивительные приключения ...” С уважением, Л. 02-07-2003

 

Уважаемый Игорь Георгиевич! Мы с большим удовольствием занимаемся по Вашей книге “Удивительные приключения в Шахматной стране”. Это замечательная книга, она очень нравится и мне, и моей почти 7- летней дочке. У меня к Вам вопрос: а ведете ли Вы сам занятия в Москве для детей? И есть ли у Вас единомышленники, обучающие детей по Вашей методике, которых Вы могли бы порекомендовать? Ирина, Москва, 08-04-2003

 

Огромное спасибо, Ирина, за Ваше письмо! Кстати, у меня есть диафильм “Приключения в Шахматной стране”. В отличие от книги, художник нарисовал Клеточку не маленькой, а крошечной девочкой, и тоже получилось здорово. Кое-кто полагает, что диафильмы - это не современно, но это не так. Теперь, по существу вопроса. Последние 12 лет я преподаю по вторникам в московской мини-школе “Знайка-М” при 444 школе детям 3-6 лет. Там я один из педагогов. Мне многие говорили, что занимаются по моим методикам в группах, но пока у меня очень мало информации о единомышленниках. Раньше я упустил этот вопрос из виду (я много пишу и редко вылезаю из своей “норы”, ведь существует ещё так много интересных тем, которые не проработаны современными методистами - не только в шахматах, но и в математике, логопедии, чтении и др., см. материалы моего сайта), но обещаю исправиться и наладить контакты со всеми единомышленниками! Я за сотрудничество! Надеюсь, мои единомышленники мне напишут. 09-04-2003

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте. Очень приятно было с Вами поговорить. Просмотрела ваши книги на сайте. Хочется объять необъятное. Пожалуйста, вышлите все книги, что у Вас есть в наличии, только подпишите их моему сыну. Мне так хочется, чтобы он был умнее нас с мужем. А Ваши книги могут мне в этом помочь. Будем очень ждать. С уважением, Елена Алексеевна. Краснодарский край, г.Тихорецк.

 

Добрый день, Елена Алексеевна! Получил огромное удовольствие от нашего телефонного разговора! Спасибо! Вы на правильном пути. Вы предлагаете мне самому выбрать книги, поэтому сделаем так – я сейчас укажу, какие книги у меня есть в данный момент (сравнительно недорогие), а Вы отметите, какие из них хотите получить. “Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет”, “Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все”, “Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие”, “Новые 500 загадок — 70 кроссвордов”, “Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук “С”, “Книга-выручалочка по внеклассному чтению: Выпуск 4”, “Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников”, “Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников”, “200 школьных кроссвордов: 1–2 классы”, “Стихи о Москве для учителей и учеников”, “Москва в стихах для детей”. Выбирайте! Можно и все – это не проблема. Насколько я помню, наложенным платежом можно отправлять книги до 2 кг (это примерно 15 книг). Ещё рекомендую где-нибудь приобрести мою книгу “800 новых логических и математических головоломок”, многие материалы из неё я привёл на своём сайте (но самые полезные задания “Числовая горизонталь” и др. – только в книге). Если не сможете, то я попробую найти её по своим каналам (для Вас я найду всё), или можно подождать – примерно через год её должен переиздать “Астрель”. С уважением, И.Г.Сухин.

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте. Вы для нашей семьи настоящий источник радости. Мы сегодня приехали из Туапсе, а дома сюрприз. Дочка сразу же заглянула в почтовый ящик и побежала на почту. Всей семьёй смотрели Ваши книги. Дочка от книги к книге восклицала: Мама, ну почему у нас не было этих книг раньше? Хорошо, что у нас есть Женя! Ему повезло. Она сразу же поняла их ценность. Мы каждый год отмечаем ей день рождения с играми, конкурсами, викторинами. И она знает, как тяжело найти что-то интересное, новое, способное увлечь и удивить. А в книгах из серии “Праздники” больше для желудка, чем для души. Я же, когда смотрела Ваши книги, сначала в душе тихо так испугалась, заглянув в свой детский облегчённый литературный багаж. Вернее, испугалась его отсутствию: так сумочка в руках. А потом решила, что в жизни нет ничего случайного. У меня есть маленький ребёнок, с которым я вернулась в детство на абсолютно другом сознательном уровне. Но уже с Вашими книгами, а не на ощупь. Огромное спасибо за добрые и тёплые слова. Мы всей семьёй благодарим Вас за книги. Желаем Вам новых идей, больших и маленьких интеллектуальных шедевров. Очень рады, что Вы есть. С уважением, Елена Алексеевна. Краснодарский край, г.Тихорецк, 24-07-2003.

 

Здравствуйте, Елена Алексеевна и все-все-все! Получил Ваше письмо. Удивительное письмо! Трогательное, солнечное. Спасибо!!! Пишите, как будут РАБОТАТЬ мои книги. Пусть Женя знает всё-всё-всё! Пишите!!! Автор И.Г.Сухин. 25-07-2003

 

Игорь Георгиевич здраствуйте, мне нужны следующие книги: 1. “Учебник 1-го класса”. 2. “Учебник 2-го класса”. 3. “Шахматы для детей 2-5 лет”. 4. “Пособие для учителей”. 5. “Приключения в Шахматной стране”. Напишите, пожалуйста, сколько все стоит. Я очень надеюсь, что мне удастся получить книги с этой оказией (знакомые приезжают в Москву на 2-3 недели в ближайшие дни). Я Вам позвоню, если договорюсь с ними. Спасибо, Надя, Израиль. 06-07-2003.

 

Игорь Георгиевич, здравствуйте! Я получила книги. Моей благодарности Вам нет предела. Пока я успела только восхититься потрясающим качеством издания. Моя маленькая дочь никак не может понять, зачем ее маме такие красочные книги. Я обязательно напишу Вам о впечатлениях и о содержании. Расскажу, как работают Ваши методы на израильских детях... Всего самого лучшего, успехов в творчестве. Надя, Израиль. 06-08-2003.

 

Hello Igor, Do you happen to do an English version of your book “I.G. Suhin MAGIC PIECES, OR CHESS FOR CHILDREN WHO ARE 2 TO 5 YEARS OLD”? Do you happen to know where I can get a copy from? Thanks, D.B. Thu, 11 Apr 2002

 

Hello Dave, Unfortunately there is no English version of my book yet. There is no English publisher. Warm regards Igor Suhin

 

Mister Suhin Hello! Can you give the answer (explain why) in the task with numbers 1089 (mathematical phokus, task number 1) why does this always happen? (1089) If you can mail me back please sincerely yours. Joshua.

 

Hello Joshua, I wonder where do you come from? Do you read in Russian? You see, the text of the ancient focus was written in Russian. I place my answer to your question (an algebraical proof): (1). 100a + 10b + c. (2). 100c + 10b + a. (3). (1) - (2) = 100a + 10b + c - (100c + 10b + a) = 100(a - c) + c - a. (4). 100(a - c) + c - a + 100 - 100 = 100(a - c - 1) + 90 + (10 + c - a). (5). You turn again: 100(10 + c - a) + 90 + (a - c - 1). (6). (4) + (5) = 900 + 180 + 9 = 1089. So, this is a very graceful solution! Warm regards Igor Suhin

 

Dear Sir, Am a Chess Player and Journalist from India. When I was a kid, i remember learning from an illustrated Russian Book (English Translation). However over the years we seem to have lost the book. I don’t recollect the exact name of the book. Perhaps it’s called “ABC of Chess”, where the principle characters are Peter and Sasha to whom chess is being taught by their uncle. Its such a wonderful book and whenever some parent ask me for a chess book to start with, the first thing I say is “Try and get ABC of Chess, its a Russian book”. But am stuck when they ask me where they could get it. Today, quite accidentally I came across your site http://suhin.narod.ru/english2.htm and read the book summaries. I wonder if it’s the same book and would Love to have it. Please do let me know how I could get them. I also run the Indian chess site www.chathurangam.com and very soon we will be having a chess shop (basically Indian Chess Products) there. Perhaps it would also be possible to have “ABC of chess” too. Hoping to hear from you. Warm regards V.

 

Dear V., Unfortunately the author of your favorite chess book is not I'm (though just my chess textbooks for children are in the greatest request in Russia nowadays). But I'd like to make you glad - I've got an extra copy of the book which you've meant (in English). It is “The ABC of Chess”, by Grishin and Ilyin, Raduga, 1986. If someone of your friends happened to be in Moscow, I would sell him this. Warm regards Igor Suhin

 

Dear Mr. Suhin, I've read with great interest part of your publications on Internet site. I'd like to buy the books “Volshebnie figuri ili shahmati dla detei” and “Udivitelnie prikluchenia v shahmatnoi strane” Could you please let me know where I can purchase the books? I'm living in Israel, so it should be by Internet or may be there are bookshops in Israel that you work with. With best regards, Nadia. 01-07-2003.

 

Dear Sir: Do you offer chess lessons in Moscow? Best regards, John

 

Dear John, Thank you for your mail (and sorry about my long, silence). In reply to your question: yes, I do give chess classes. If you need further information, please feel free to contact me. Merry Christmas and best wishes, Igor Suhin

 

Hello, I'm a French chess player and I work as a professional chess teacher in schools of my town. I'm very interested by your chess books about teaching chess to very young children (mainly from 2 to 6 years old). That year is indeed the first year I teach chess to 3 groups of children aged 5 to 6 and I find it quite difficult to find the right ways to teach them chess efficiently. So, are your books just in Russian (I cant read it, sorry) or is it possible to find all them translated in English? If they are translated in English, how to command them and how to pay? Bye, JM

 

Dear JM, It was a pleasure to get your e-mail. Sorry about keeping you waiting for my reply for such a long time. Russia has always been famous for its chess teaching programs. Fortunately, I was lucky enough to work out chess teaching schemes for younger children - something that has no equivalents anywhere else in the world. In Russia they are widely acknowledged and recommended by the Ministry of Education. Sadly, however, my books have not been translated into English or French so far (there is only one provided with Kasparov's foreword and published in Spanish but it has too little focus on chess teaching methodology as such). I am very much interested in having my books translated into other languages but I can find no publisher.

Still, if you do not mind, I would like to keep in touch with you concerning various aspects of teaching chess to children. I found your letter extremely interesting and I would be glad to answer any specific questions you might have. Which city do you come from? How old are you? Do you teach chess at school or at a pre-school level? Is chess teaching common at French schools? In Russia, chess classes have been practiced in the first to fourth year since 1996 (not at all schools, however, but only at those that have specialists in the field), most of them relying on my teaching techniques. With best regards, Igor Suhin

 

Dear Igor, Thank you very much for your answer. One of my chess pupils is Nikita Loukachev, a young Russian who came here in France 5 years ago with his mother; Inna and they live in a building near my building. Perhaps it is possible for us to exchange messages in Russian and I ask to Inna to translate for me (but I am not so sure it is possible form to write Cyrillic letters... I just can try).

My town is Clermont-Ferrand, a town with 150000 inhabitants in the center of France. This is the mother town of a Tire worldwide firm you probably know called “Michelin”. I'm 38 years old and I began to play chess when I was 11 years old. It was immediately a passion and I began to compete at chess but I had nobody to help me improving my play and better understanding this game, because 25 years ago, chess was not structured in France, as it is no wand Clermont-Ferrand was a “poor” chess place. So I had no trainer but just few books and the level of chess players in my place was very low. However, I could improve by myself and I am now Fide rated since 1996 (my best rating was 2245). As I grew, I was always interested in sharing this passion with other persons, because I think, as grandmaster Tarrasch once said: “ It is ashamed that million persons go nearby chess and never meet it in their life’s, because it is a marvelous game”. So, as I was 18 years old, I began to teach chess as an unpaid voluntary in my chess club to juniors and some grown-ups. In the university, I studied economy and commercial questions and I work in this field during 10 years; But I did not enjoy this work and 2 years ago, I had the opportunity to enter the chess committee of my place as a professional chess teacher in schools and I decided to make this, although Iearn less money than before (but it is much more interesting and enjoying for me!).

Chess is indeed developing now very quickly in France because it has been acknowledged by the French government as a sport 3 years ago with more money to developed and structure it. However, it is just the beginning and chess is not in the French educational program. So, we mainly teach chess in French schools not on scholar time but between 12 and 14 o'clock and after school from 16:45 to 18 o'clock.

I have recently met the chief of a Byelorussia school of Gomel (twin city of Clermont-Ferrand) who explained me that they have elementary schools, which are already specialized in Byelorussia, either in the scientific field, either in the artistic unliterary field (is it the same in Russia?) So, chess is taught on scholar time only in scientific elementary schools.

In France, our educational program is quite different. I explain it to you a bit: - from 3 to 5/6 years old: nursery school (not specialized of course!) - from 6 to 10/11 years old: elementary school (not specialized) - from 11 to 14 years old: college (not specialized) - from 14 to 18/19 years old, two ways: - general studies with 3 choices: - scientific (math’s, physics, biology...) - literature and arts - economy - technical and short studies: not so intellectual, but more practicing with hands (hand makers, butchers, bakers, agriculture, workman...) - after 18/19 years old, for those who have made general studies, they can go on in a specialized university (medicine, biology, economics, literature, foreign languages, computing...). Last year, I teach chess to pupils from 7 to 18 years old (from elementary school to college) and I find it not so difficult although i made it with my own methodology. But this year, i began teaching chess to children of the last year in nursery schools (it means 5/6 years old) and I find it VERY DIFFICULT to find good ways and exercises for teaching chess to so young children. Practically I see (Alfred Binet, psychologist for children is the theorizing of this) that 7 years old is the KEYAGE. I can make the same exercises and teach chess quite in the same way with children aged 7 or 14, but with younger children, it is completely different. With younger than 7, I try to use the affective and imaginative abilities of the children (fairy tales about chess, many images with animals behavior...) just to teach them the rules of chess. I need 25 hours and a complete year just to teach them the rules of chess. With children more than 7 years old, 5 to 6 hours are enough to teach them the rules with exercises and then they really can begin to play games and to learn tactics and strategy. So, I mean it is 4 times easier and quicker to teach chess to children when they are 7 years old. To add more, little children less than 7 years old cannot concentrate on chess more than half an hour, meanwhile older can easily concentrate one complete hour. I recently read a part of the book of Alexandra Kosteniuk where she explains how her father (also her trainer) teach her chess when she was very young, without using fairy tales and imaginative abilities, just presenting the game as it is. She explains that her father says it is better to do so not to confuse the children. What do you think of this? An other practical question: when do you think that the chess clock must be used when children begin to play chess: always and immediately at the first game or later? (Alexandra Kosteniuk says the better is at the first game and for each game). And finally, it is possible to buy here in France a computer CD that is called: “Teaching chess in schools as it is done in Russia”, translated in French and written by the Russian grandmaster Razouvaiev. What is it worth? Is Razouvaiev really a chess teacher in schools and is his methodological and pedagogical art of teaching chess in schools good or not? What are the differences between you and Razouvaiev for teaching chess in schools? Thank you very much for your answers and I am impatient to read them soon. JM

 

Dear JM! I'm very glad to receive the second letter from you. It is wonderful that it is so interesting and detailed. It is interesting that my rating is about the same that yours (my best rating was 2274). I'm almost 50 years old. I haven't participated in tournaments for the last 10 years. Now I'm writing a lot (chess textbooks, entertaining mathematics, rapid speeches, crossword puzzles for children and other books for children and teachers).

I'll respond to your questions in order:

1. In Russia there is no such specialization, as in Byelorussia.

Moreover, I doubt that it exists at all schools of Byelorussia. Do you keep in touch with the colleague from Gomel? Has he got an e-mail address? And do you know and keep in touch with other chess methodologists? I wonder how interesting is this kind of correspondence?

2. Kosteniuk's and my approaches to chess are totally different. My approach is closer to yours, involving fairy tales, emotions and images. But the key point (and the main difference from other methodologists' approaches) is working out exercise positions to be played out on chessboard fragments (2 x 2 fields, 3 x 3, 4 x 4) and a great number of didactic games (the description of some games can be found in Russian on my Internet site - in the course outline for the first year - http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm). The aim Kosteniuk pursues (just like Polgar) is making his gifted daughters chess masters as quickly as possible. My aim is an overall and harmonious development of ordinary children. It means using all the aspects of chess game that might possibly help a child in his further school studies. Therefore, my programme is simple and easy to understand even if the teacher has had little experience with chess.

3. As for the chessclock used in the first stage of teaching chess, my attitude is rather negative.

4. The aims of Razuvaev's computer programme are just about the same as those of Kosteniuk's techniques. Razuvaev is an experienced chess master, and his programme might be quite good as such. But teaching young children (as you rightly pointed out) is something very special. Actually, 10 years ago I supplied all the necessary materials for a pre-school chess teaching programme to the same company (Chessassistant), too, but it failed to make one. When teaching children aged 3-6, you cannot even introduce such a notion as “mate” in the early stages (you know it from your own experience). The child should first get a feeling for the strong and weak points of each piece (without mate) in some specially designed tasks and exercises. Most chess teachers (both in and outside Russia) tend to ignore this fact and fail to achieve their goals. All over the world, chess classes for children aged 3-6 are conducted by experienced chess players who like their job but they normally don't know the psychology of children belonging to different age groups. To teach 3-4-5-6 year-old children, you have to take a different approach with respect to their level, knowledge, skills, psychological and physical abilities. It, therefore, accounts for numerous failures to teach chess to 3 to 6-year-old children in Spain, England and the USA. As I have already pointed out, the very notion of mate would be too difficult for young children to grasp.

I also have a lot of questions to you. Here are some of them. How did you find the address of my Internet site? Do you know any French, German, English or American sites with forums about chess teaching programmes for children aged 2 to 8?

With best regards, Igor Suhin 15-02-2003.

 

 

ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАТЕИ

Лучшие книги: “Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников” (1998) и “Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: литературные викторины, кроссворды и чайнворды для детей”.

 

ЗАГАДКИ, ЗАГАДКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ЗАГАДКИ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Лучшая книга: “Новые 500 загадок – 70 кроссвордов”.

 

ЛОГОПЕДИЯ И СКОРОГОВОРКИ

Лучшие книги: “Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук “С” и “Весёлые скороговорки для “непослушных” звуков”.

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Лучшие книги: “800 новых логических и математических головоломок” и “Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс”.

 

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Лучшие книги: “Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет” и “Удивительные приключения в Шахматной стране” (для детей 5-–8 лет).

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Занимательная библиография

ЧТО УЖЕ РАЗМЕЩЕНО НА САЙТЕ

КНИГИ, РУКОПИСИ, СТАТЬИ И.Г.СУХИНА

КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА, ИЛИ ОХОТА НА ПЛАГИАТОРА

Калейдоскоп интересных ссылок

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

mailto:suhin_i@mail.ru

Home Page URL: http://suhin.narod.ru/perep1.htm

© 2001-2006 Сухин И.Г. Все права защищены.

Сайт управляется системой uCoz