Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

 

Письмо Василия Александровича Сухомлинского профессору Э.Г.Костяшкину от 24.08.67 г.

“Уважаемый Эдуард Георгиевич! Простите за то, что беспокою Вас этим необычным письмом. Вы, конечно, знаете, что “Учительская газета” опубликовала статью, резко направленную против моих “Этюдов о коммунистическом воспитании”. Было бы глупой самонадеянностью считать этот труд свободным от ошибок. Но статья (“Нужна борьба, а не проповедь”), по-моему, выходит за рамки научного спора, ее тон недостоин честной дискуссии, в ней — грубая брань. Меня очень поразило, что мне приписывались взгляды, которые я никогда не разделял. Я всю свою жизнь считал и считаю себя учеником А. С. Макаренко, а тут вдруг получается, что я выступаю против коллектива и т. д. Это просто в голове у меня не укладывается.

Почему я пишу Вам это письмо? Пишу как к товарищу, как педагог к педагогу, как учитель к учителю. Я очень редко имею возможность бывать в Москве, и тогда, когда надо сказать слово в свою защиту, я не могу этого сделать.

Когда была опубликована статья в газете, я был в больнице. У меня была тяжелая операция. С 1941 года у меня в легком “хранится” несколько осколков, и вот один из них начал “путешествовать” — понадобилось немедленное вмешательство хирурга; если бы промедлили с полчаса, умер бы. Недели через две после операции, когда я приехал домой, вижу кипу газет, и вот как назло первой попалась “Учительская” за 18 мая. Я прочитал и потерял сознание, опять пришлось ложиться в больницу (это было уже в начале июня).

Не поймите меня так, что я хочу вызвать к себе жалость, нет. Я пережил на своем веку столько горя, что никакая жалость не может залечить глубокие раны. Оправившись после второй операции, я хотел побывать в Москве, поговорить с редактором газеты, спросить, чем вызван тон статьи. Но я не имел возможности этого сделать. Однажды я собрался было позвонить редактору, номер уже был вызван, но я разволновался, в груди страшно закололо, хлынула кровь, зашевелился еще один кусочек металла, который я, кстати, получил в бою за Москву (недалеко от Кубинки, на перекрестке Можайского и Наро-Фоминского шоссе). Трубку пришлось бросить.

Тогда я попросил одного товарища, ехавшего в Москву, пойти в редакцию и поговорить. Он побывал там и пишет: в редакции к тебе относятся... недружелюбно...

За что?

Я прежде всего учитель, народный учитель. Тридцать два года работаю в школе, все время в селе. Дед мой был крепостным и умер на ниве, присев отдохнуть на минуту. Отец мой — член партии с 1920 года, заповедал мне: никогда не забывай, что твой корень — в трудовом народе. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года — заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать; кончал институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошел на фронт, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале, работал там полтора года в школе, как только район был освобожден от фашистов, я приехал в свой район и безвыездно работаю в Павлышской школе.

В 1939 году женился. Когда я шел на фронт, дома осталась жена, Вера Петровна (весной 1941 года она окончила учительский институт). Она не могла выехать, так как была беременной. Осталась у своих родителей. Во время оккупации ее арестовало гестапо — за распространение советских листовок, сброшенных с самолета, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко пытали ее, выкололи глаза, после этого мучили еще несколько дней и потом повесили. Когда жена была в гестаповском застенке, к ее родителям-старикам приехали два гестаповца и забрали больного десятимесячного ребенка — якобы для того, чтобы мать его покормила. Они принесли ребенка в камеру и сказали: если не скажешь, кто руководит вашей организацией, убьем сына. И убили на глазах у матери, а потом выкололи глаза и мучили.

Обо всем этом я узнал после освобождения района. Я сам был при допросе нашими товарищами предателя-полицейского, который рассказал, как выколол ей “только” один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжальтесь... Полицейского повесили.

Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь. Поверьте, что года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился — работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот — горем... Я взялся за иностранные языки — овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским. Как один из героев “Поднятой целины”, я мечтал о том, что когда-нибудь я окажусь нужным на земле, выкормившей зверей — фашистов, и там понадобится немецкий язык. Я мечтал о мести, я знаю, что и сейчас жив офицер, выколовший глаз жене и истязавший ее. И я изучил немецкий язык в совершенстве, наверное, знаю его, проклятый, лучше, чем иной немец. Потом изучил чешский и польский, потом — французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное — это то, что я народный учитель. Творить человека — это высшее счастье.

Никому и никогда я не причинил зла. За что же ко мне такое отношение?

Простите за столь пространное и откровенное письмо. Поймите меня правильно. У меня и здесь много товарищей, ко мне относятся прекрасно и в районе, и в области, но в каком-то смысле все-таки я чувствую одиночество. И вот я так разоткровенничался перед Вами. Это просто потому, что я очень уважаю Вас, и мне хочется, чтобы Вы знали то, что, конечно, вы не знаете. Зная Вас как мыслящего, вдумчивого педагога, я хочу еще раз сказать, что некоторые товарищи приписывают мне взгляды, которых я никогда не разделял. Сейчас я чувствую себя очень хорошо... Еще прошу Вас, спросите, можно ли сейчас прислать в журнал “Воспитание школьников” статью. У меня есть маленькая, но, мне кажется, интересная статья - в чем сущность идейного воспитания (переход знания фактов в идеи).

С уважением В. Сухомлинский.

24.VIII.67 г."

 

Комментарий И.Г.Сухина: Данную статью я пересканировал 28 марта 2006 года из газеты "Сельская школа со всех сторон" от 14 октября 2002 года, с.4. Данная газета относится к перепечаткам так: "Редакция приветствует перепечатку материалов газеты, но была бы признательна, если бы при этом ссылались на источник". В газете приведены три письма Сухомлинского и указано: "Письма были впервые опубликованы после смерти Эдуарда Георгиевича Костяшкина в газете "Советская Россия” за 2 октября 1983 года". Ранее я не знал об этой трагической странице жизни Великого педагога. Страшная страница в жизни мужественного человека. Впервые о данной публикации мне рассказал доктор педагогических наук Семён Филиппович Егоров и 27 марта принёс мне искомую страницу газеты "Сельская школа со всех сторон" от 14 октября 2002 года, за что я ему бесконечно благодарен. Затем в Интернете я нашёл данное письмо с сокращениями и небольшим отличием в статье Г.Д.Глейзера "Сердце, отданное детям" - http://www.fw.ru/Lib/Text/V/45%20(v).htm. Отличие состоит в трактовке фразы: Я сам был при допросе нашими товарищами предателя-полицейского, который рассказал, как выколол ей “только” один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжальтесь... Полицейского повесили. Именно так она приведена у Г.Д.Глейзера, и именно так мы её привели в данной Интернет-публикации. А в газете "Сельская школа со всех сторон" фраза выглядела несколько иначе: Я сам был при допросе нашими товарищами предателя-полицейского, который рассказал, как выколол ей “только один глаз, а второй, мол, выколол не я, сжалился..." Полицейского повесили. Где истина я пока не знаю. Г.Д.Глейзер ссылается на Архив РАО. Ф. 133, оп.1, ед. хр. 889, л. 7-10, к которому я не имею доступа.

 

ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАТЕИ

Лучшие книги: "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" (1998) и "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: литературные викторины, кроссворды и чайнворды для детей".

 

ЗАГАДКИ, ЗАГАДКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ЗАГАДКИ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Лучшая книга: "Новые 500 загадок – 70 кроссвордов".

 

ЛОГОПЕДИЯ И СКОРОГОВОРКИ

Лучшие книги: "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" и "Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков".

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Лучшие книги: "800 новых логических и математических головоломок" и "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс".

 

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Лучшие книги: "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" и "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для детей 5-–8 лет).

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Занимательная библиография

 

ЧТО УЖЕ РАЗМЕЩЕНО НА САЙТЕ

КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА, ИЛИ ОХОТА НА ПЛАГИАТОРА

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Калейдоскоп интересных ссылок

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

suhin_i@mail.ru

Home Page URL: http://suhin.narod.ru/suhomlin.htm

2006 Сухин И.Г.

 

 

Сайт управляется системой uCoz