Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

Избранные занимательные задания из книги И.Г.Сухина "200 школьных кроссвордов: 1-2 классы"

(М.: ТЦ "Сфера", 2002. – 192 с.)

 

АННОТАЦИЯ

В книге представлены кроссворды, охватывающие новую школьную программу 1-2 классов по русскому языку, математике, чтению и другим предметам, при этом большинство кроссвордов позволяют установить межпредметные связи. Особое внимание уделено играм с буквами и словами. Впервые исследованы такие интересные темы, как "Анаграммы в кроссвордах", "Палиндромы в кроссвордах", "Цифровые кроссворды", "Цифровые ребус-кроссворды", "Кроссворды без вопросов", "Задания на зачёркивание и объединение", "Эхо-задания" и другие.

Решение кроссвордов - не только любимейшее развлечение младших школьников, но и эффективное средство, применяемое в целях развития языковой культуры учащихся и формирования необходимых знаний.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родителей, учителей, методистов, библиотекарей.

 

Занимательное - детям

(Интернет-версия истории кроссворда в пособиях для детей младшего возраста)

Кроссворд, согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов "cross" - "пересечение" и "word" - "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире. Три страны спорят за право называться родиной кроссворда: США, Англия и ЮАР.

В "Книге рекордов Гиннесса. 1988" (М.: Советская Россия, 1989, с.97) кроссвордам посвящены четыре рубрики: "Первые", "Самый большой", "Самое быстрое и медленное решение", "Самые постоянные составители". В книге отмечено, что первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в сентябрьском номере американского журнала "Святой Николас" в 1875 году, а его отдалённый аналог обнаружен на стене в городе Сайренстере в 1868 году.

Первый русский кроссворд был опубликован в 1924 году. С тех пор решение кроссвордов - любимое занятие миллионов россиян. Нередко только из-за наличия в издании кроссвордов читатели подписываются на те или иные газеты. С 1993 года в нашей стране издаются специальные справочники эрудита по решению кроссвордов. С каждым годом подобных материалов выпускается всё больше, и они становятся всё толще. Учёные давно заметили, что решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, повышает эрудицию, способствует развитию сообразительности и ассоциативного мышления.

На наш взгляд, выполнение данного вида заданий особенно полезно детям, только что научившимся читать. Решение кроссвордов - не только любимейшее развлечение младших школьников, но и эффективное средство, применяемое в целях развития языковой культуры учащихся и формирования необходимых знаний. Не случайно ни одно периодическое издание, предназначенное для младших школьников, не обходится без кроссвордов (в частности, в самом интересном и многотиражном детском журнале "Мурзилка" регулярно печатаются наши тематические кроссворды).

В последние годы в связи с реформой системы образования появилось большое количество альтернативных учебных курсов для начальной школы. В их числе - "Обучение грамоте", "Фонетика, лексика, грамматика, правописание", "Коммуникативно-ориентированный курс русского языка", "Литературное чтение", "Чтение и начальное литературное образование", "Чтение и литература", "Азбука словесного искусства", "Начальное литературное образование", "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики", "Математика и конструирование", "Зелёный дом", "Окружающий мир", "Природа и люди". Для начальной школы написаны такие факультативные курсы, как "Шахматы - школе", "Твоя вселенная", "Введение в народоведение", "Планета загадок" и другие. Всё это требует поиска новых форм подачи учебного материала и разработки большого количества занимательных заданий для учащихся.

Если до 90-х годов 20-го века в нашей стране издавалось мало сборников ребусов, викторин, кроссвордов, всевозможных затей для ребят, книг по занимательной математике и грамматике, то в последние годы почти каждое серьёзное издательство уделяет подобным изданиям особое внимание. В результате только пособий, посвящённых жанру забавной математики, ежегодно издаётся не менее 20-30. Но беда состоит в том, что подавляющее большинство подобных работ выглядят как близнецы. Рынок наводнён книгами безвестных (а подчас и анонимных) составителей, которые используют одни и те же материалы, кочующие из сборника в сборник. Досадно и то, что раз за разом, из книги в книгу переходят ошибки и неточности. Возьмём, к примеру, хрестоматийную задачу "Волк, коза и капуста", придуманную, по всей видимости, учителем Карла Великого Алкуином (на русском языке она была опубликована в 1789 году). Почти во всех книгах приводится только один способ решения этой задачи, но ведь есть и другой, равноценный вариант, который обязательно должен быть отражён в книге, рассчитанной на детей младшего возраста! И подобных примеров - не счесть.

Очень мало оригинальных авторских работ, а ведь именно такие издания должны "обслуживать" школьную реформу. Среди мастеров занимательного цеха нового поколения можно отметить Ю.Гурина, Л.Зубкова, Л.Мочалова, С.Федина и некоторых других. Однако все эти работы, как правило, предназначены для детей старше 8 лет.

Поэтому нам показалось целесообразным создать книгу, которая поможет современным первоклассникам подружиться со словом и расширит лексический запас каждого ученика.

В качестве связующей формы для всех заданий выбран кроссворд, приучающий детей правильно записывать слова. Для того, чтобы кроссворды выполняли развивающую функцию, нужно непременно делать их тематическими. Так как темы, доступные для детей, подразумевают сравнительно небольшой объём слов, то в большинстве случаев мы применяем разновидность кроссворда, имеющую только одно пересечение.

Опыт показывает, что задания именно такого типа дети младшего возраста предпочитают как выполнять, так и придумывать. На ранних этапах ребятам свойственно стремиться к быстрому достижению успеха. Поэтому в книге много сравнительно легко решаемых малоклеточных кроссвордов. Но есть и задания, над которыми придётся поломать голову.

В книге представлены кроссворды, охватывающие новую школьную программу 1-2 классов по русскому языку, математике, чтению и другим предметам, при этом большинство кроссвордов позволяют установить межпредметные связи. Особое внимание уделено играм с буквами и словами. Впервые исследованы такие интересные темы, как "Анаграммы в кроссвордах", "Палиндромы в кроссвордах", "Цифровые кроссворды", "Цифровые ребус-кроссворды", "Кроссворды без вопросов", "Задания на зачёркивание и объединение", "Эхо-задания" и другие.

Межпредметным связям в педагогике начальной школы придаётся особое значение, поэтому в нашей книге многие задания могут быть одновременно отнесены к разным разделам. Так как издание посвящено кроссвордам, то любое из заданий уже относится к области русского языка. Когда мы приводим литературные кроссворды, то используем связку "русский язык - литература (чтение)"; в математических кроссвордах, соответственно, присутствует связка "русский язык - математика" и т.д.

Открывает книгу важнейшая тема - "Эхо-задания", на которую мы впервые обратили внимание в 1997 году (И.Сухин "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". - М.: Антиква). Эхо-задания отличаются простотой, но тем не менее завораживают детей. Пример: Кто плавает в пруду за лесом? Эхо-ответ: Сом. В клеточки кроссворда нужно вписать последние буквы заключительного слова в вопросе (при этом их число может варьироваться).

Существенно то обстоятельство, что подобные задания можно вначале предложить детям на слух и затем несколько раз повторить вопрос в случае получения неверного ответа. Не все материалы, представленные в данном разделе, элементарны. В том случае, если в ответе ударный слог меняется, ребёнку приходится совершать более сложные мыслительные операции. Пример: Кто нашёл много косынок? Ответ: Сынок. Нельзя утверждать, что "Эхо-задания" - совершенно новое явление, но в подобной интерпретации они ещё никогда широко не применялись.

Обобщение этой темы предложено в следующей рубрике - "Слова в словах". Это усложнённый вариант "Эхо-заданий", предполагающий, что в в начале, в середине или в конце одних слов прячутся другие. Пример: В слове "пират" скрыто имя "Ира".

"Задания на вычёркивание букв" продолжают тему "Слова в словах". В данной рубрике в указанных словах опять-таки прячутся другие. Для того чтобы найти спрятанное слово, нужно, не меняя порядка букв в слове, вычеркнуть (стереть) лишние буквы. Пример: в слове "слон" скрывается слово "сон".

Разработанные нами "Эхо-задания", "Слова в словах" и "Задания на вычёркивание букв" похожи на логогрифы ("логогриф" в переводе с греческого языка - "словесная сеть"), в которых образование нового слова происходит чаще всего путём добавления или отсечения одной буквы (реже - нескольких букв). Другие авторы пока не разрабатывали подобные задания в кроссвордах.

Следующий вид занимательных материалов - полностью наша находка. Это "Задания на зачёркивание и объединение", впервые опубликованные в 1998 году (И.Сухин "Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома: Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках". - М.: АСТ-ПРЕСС, с.20, глава "Шифровки"). В настоящей книге они даны в кроссвордах.

В чём суть этого вида заданий? Приводится строчка, в которой расположено несколько слов, например: ЛЕС БУР САТИН СЕЛО. Нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, потом соединить оставшиеся буквы и получившееся слово записать в клеточки кроссворда. Вычёркиваем все буквы "Л", "Е" и "С" и получаем искомое слово: Буратино.

Следующий раздел заключает в себе кроссворды с перевёртышами (палиндромами). Как известно, палиндром - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Например: "боб", "око", "довод", "потоп". Кроссворды с палиндромами являются новым, уникальным видом занимательных материалов.

Одна из важнейших тем книги - кроссворды с анаграммами. Анаграмма - перестановка букв в слове, образующая другое слово. Например, "бра" - "бар", "нос" - "сон", "бриг" - "гриб". Значение игр с анаграммами для развития детей младшего возраста трудно переоценить. Ребята с азартом выполняют подобные задания, быстро расширяя словарный запас и совершенствуя свои комбинаторные способности. У ряда слов имеется по нескольку анаграмм. Например, у слова "клоун" есть такие анаграммы - "уклон", "кулон", "колун". Поэтому придётся хорошенько подумать, прежде чем вписывать то или иное слово в клетки кроссворда. До сих пор кроссворды с анаграммами никем не составлялись (все 20 заданий публикуются впервые).

Следующий большой раздел - "Азбука в кроссвордах". Каждой букве русского алфавита посвящён один кроссворд. Слова подобраны таким образом, чтобы в каждом из них, по возможности, было не менее двух изучаемых букв. При этом указанные буквы уже вписаны в клетки кроссворда.

Попытки создания азбуки в кроссвордах предпринимались и раньше. Отметим две книги: 1. Н.Борзова, В.Степанов "Азбука в кроссвордах" (Чебоксары: Клио, 1997), 2. И.Сухин "Литературная кроссворд-азбука" (С.-Пб.: Союз, 1999). В первой из них собрано 32 кроссворда, связанных с народными и авторскими загадками. Во второй - 54 литературных кроссворда. В отличие от предшествующих работ раздел настоящей книги не связан ни с загадками, ни с литературными произведениями: в нём приводятся общеразвивающие вопросы, составленные специально для данного издания.

Раздел "Скороговорки, пословицы, поговорки в кроссвордах" также не имеет аналогов в книгах для детей. Прежде были опубликованы лишь два кроссворда схожей тематики (И.Сухин "Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома: Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках". - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998, с.44-45).

Раздел "Рифмовки и загадки в кроссвордах" большей частью состоит из кроссвордов, основанных на народных загадках (здесь несколько кроссвордов правильной формы). Тематика "Загадки в кроссвордах" встречается во многих детских журналах и газетах. Целиком этой теме посвящены следующие книги: 1. "Детские загадки в кроссвордах" (автор не указан). - М.: Знание, 1993 (приведены только кроссворды с народными загадками). 2. И.Сухин "800 загадок - 100 кроссвордов". - М.: Новая школа, 1996 (даны кроссворды с авторскими и народными загадками). 3. И.Сухин "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов". - М.: Антиква, 1997. 4. И.Сухин "Новые 600 загадок - 90 кроссвордов". - С.-Пб.: Союз, 1998. Поскольку загадки в кроссвордах были широко представлены в перечисленных книгах, то в настоящее издание включено лишь несколько кроссвордов подобной тематики.

Раздел "Занимательная математика" целиком основан на новых оригинальных материалах. Во многих случаях в клеточки кроссворда необходимо вписать названия цифр и чисел.

Особый интерес представляют "Цифровые ребус-кроссворды" - своеобразное сочетание математического ребуса и кроссворда. Впервые этот приём был использован в одном кроссворде книги "800 новых логических и математических головоломок" (И.Сухин, С.-Пб.: Союз, 2001, с.137).

"Цифровые кроссворды", в свою очередь, являются самой последней разработкой. В цифровых кроссвордах нет пустых клеточек. В середину каждой клетки вписана цифра, которая обозначает определённую букву.

Требуется решить несложные математические примеры и узнать, какой цифре какая буква соответствует, затем заменить цифры в клетках кроссворда буквами и прочитать, какие слова получились в горизонтальных рядах и в выделенных клетках по вертикали.

Обширные материалы приведены в следующей части книги, посвящённой занимательному чтению. Здесь присутствуют а) кроссворды, составленные по одному литературному произведению, б) кроссворды, составленные по нескольким литературным произведениям одного автора и в) тематические кроссворды, составленные по литературным произведениям разных авторов.

Благодаря нашим стараниям, жанр литературных кроссвордов для начальной школы стал развиваться с начала 90-х годов. Ранее в отдельных сборниках затей публиковались лишь литературные викторины, ориентированные к тому же только на средний и старший школьный возраст.

Первой ласточкой литературных заданий для учеников младших классов стала выдержавшая уже несколько изданий и ставшая предметом плагиата книга "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все" (И.Сухин, М.: Издательство фирмы АСТ, 1992, первое издание; М.: Новая школа, 1997, последнее издание). В этот сборник включены литературные викторины, кроссворды и чайнворды.

Далее в рамках данной темы вышли следующие книги: 1. И.Сухин "Хоббиты, добывайки, гномы и прочие" (М.: Новая школа, 1994). 2. И.Сухин "Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие" (М.: Новая школа, 1996). 3. И.Сухин "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников (М.: Новая школа, 1998). 4. И.Сухин "Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников" (М.: Новая школа, 1998). 5. И.Сухин "Литературные приключения" (М.: Слово, 2000). 6. И.Сухин "Литературные викторины для маленьких читателей" (М.: Рольф, 2001).

Отдельно следует упомянуть книгу "Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников" - единственное объёмное издание, целиком посвящённое литературным кроссвордам.

Важно отметить, что недавно эстафету перехватили авторы из других городов России. В их числе - Ю.Серов "Тесты и кроссворды по страницам любимых книг. 1-2 классы" (Ярославль: Академия развития, 2000), Ю.Гурин "Сказочные кроссворды для детей 7-9 лет" (С.-Пб: Кристалл, 2000) и "Сказочные кроссворды для детей 8-10 лет" (С.-Пб: Кристалл, 2000), а также некоторые другие. К сожалению, не все составители подобных книг публикуют свои авторские наработки. Нередко берутся чужие материалы, причём без ссылки на первоисточник.

Кроссворды, составленные по одному литературному произведению, не вызывают больших сложностей при разгадывании. Многие из них созданы по материалам русских народных произведений. Достаточно ребёнку раскрыть книгу сказок на нужной странице (а ненавязчиво заставить его обратиться к первоисточнику - одна из наших целей), как ответы найдутся сами собой. В ряде кроссвордов выделенное слово по вертикали представляет собой фамилию писателя. Первоклассники плохо запоминают авторов литературных произведений, и подобный тренинг им необходим (с помощью литературных кроссвордов значительно повышается качество усвоения информации).

В силу того, что решить литературные кроссворды обычно бывает труднее, чем справиться с кроссвордами других типов, многие из литературных затей содержат в себе простое задание: "Найди рифму".

Нивелировать кажущуюся сложность литературных кроссвордов призвана другая наша авторская разработка - так называемые "Кроссворд-тесты". При ответе на вопросы из трёх возможных вариантов нужно выбрать правильный. Согласитесь, что сделать это гораздо легче, чем самостоятельно вспомнить, например, имя литературного героя. К тому же, в данном случае ребёнок может найти нужное слово методом подбора, и в этом нет ничего плохого. В России издана всего одна книга, целиком посвящённая этому виду затей (И.Сухин "Занимательные литературные кроссворд-тесты для детей". - М.: Издат-школа, 1998).

В заключительной части настоящей книги вопросы кроссвордов затрагивают такие темы, как "Животный мир", "Растительный мир", "Профессии", "Музыка", "Шахматы", "Твоя вселенная" и некоторые другие.

В этом плане наиболее значимой новой разработкой являются материалы цикла "Кроссворды без вопросов". В конце книги большая часть из них вынесена в специальный раздел. Кроме того, некоторые кроссворды данной тематики приведены в других частях книги. Если в стандартных занимательных материалах четко указывается, куда именно следует вписать то или иное слово-ответ, то здесь приходится действовать методом подбора (в зависимости от длины слова). Задача учащегося облегчается вследствие того, что в подобных кроссвордах заранее известно общее количество слов. В кроссворде "Времена года", например, требуется вспомнить названия всех времён года. Так как их всего четыре: лето, весна, зима и осень, - то сравнительно несложно определить, какое из приведённых названий в какую строку или столбец следует отнести. В случае с днями недели и месяцами сделать это несколько труднее. В добрый путь!

 

Автор выражает глубокую признательность Сухиной Е.И. за огромную работу по подготовке рукописи к изданию.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Занимательное - детям . . . . .4

Занимательный русский язык (кроссворды 1-84) . .12

Игры с буквами и словами в кроссвордах. . . .12

Эхо-задания . . . . .12

Слова в словах . . . . .17

Задания на вычёркивание букв . . . . .22

Задания на зачёркивание и объединение . . . .24

Палиндромы в кроссвордах . . . . .26

Анаграммы в кроссвордах . . . . .28

Азбука в кроссвордах . . . . .44

Скороговорки, пословицы, поговорки в кроссвордах . .72

Рифмовки и загадки в кроссвордах . . . .77

Занимательная математика (кроссворды 85-99) . .86

Цифровые ребус-кроссворды . . . . .92

Цифровые кроссворды . . . . .94

Занимательное чтение (кроссворды 100-161) . .96

Кроссворды, составленные по одному литературному произведению.96

Кроссворды, составленные по нескольким литературным произведениям одного автора . . . . .111

Тематические кроссворды, составленные по литературным

произведениям разных авторов . . . . .128

Кроссворд-тесты, составленные по одному литературному произведению . . . . .141

Кроссворды-тесты, составленные по нескольким литературным произведениям одного автора . . . . .158

Кроссворд-тесты, составленные по литературным произведениям разных авторов . . . . .160

Ознакомление с окружающим миром (кроссворды 162-197) .161

Животный мир . . . . .161

Растительный мир . . . . .174

Профессии . . . . .175

Музыка . . . . .178

Другие темы . . . . .180

Фигурные кроссворды из цикла "Кроссворды без вопросов". .183

Кроссворды к факультативным курсам (кроссворды 198-200) .186

Шахматы . . . . .186

Твоя вселенная . . . . .188

Ответы . . . . .188

Примечание: В Интернет-версии сетки кроссвордов не приведены.

 

Слова в словах

Кроссворд 7

В следующих словах прячутся имена (в начале, в середине или в конце слова). Какие это имена? Порядок букв в словах менять нельзя. Пример: в слове "томат" скрывается имя "Тома".

 

По горизонтали:

1. Переливание.

2. Автомат.

3. Валик.

4. Перегородка.

5. Помарка.

6. Жираф.

7. Поляна.

В выделенных клетках по вертикали:

Кавалерия.

 

Задания на зачёркивание и объединение

Кроссворд 17

Зачеркни все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, потом соедини оставшиеся буквы и получившееся слово запиши в клеточки кроссворда.

 

По горизонтали:

1. МЕЧ МЕХ ЛУЧ ХЕК

2. ПАПА ТИНА СЫН ТИР

3. МЕЛ ЕДА ПАНАМА ПОЛ

4. ДАМА МАМА ДРОВА

5. ВЕСЛО ВОЛОС ЯСЛИ МЕЛ ИВА

6. ЛУПА ПАР САЛО СТУЛ

7. ГИТАРА ТИР ГОСТЬ

В выделенных клетках по вертикали:

ПУХ ПЛЕН УКРОП УХВАТ ЛЕНЬ

 

Палиндромы в кроссвордах

Палиндром (перевертень, перевёртыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Вот примеры подобных слов-существительных: "боб", "око", "довод", "потоп", "ротатор". А вот варианты фраз-палиндромов: "А Лиза мазила", "Дорога за город", "Коту тащат уток", "Дом мод", "Тени нет", "Около Миши молоко", "Юре верю". Первые палиндромы были написаны много веков назад на сосудах, вазах, различных предметах сферической формы. В России палиндром появился в 17 веке. О данном явлении интересно написано в книге Л.Зубкова "Игры с числами и словами" (С.-Пб.: Кристалл, 2001, с.190-194). Один из самых известных перевёртышей, придуманный А.А.Фетом: "А роза упала на лапу Азора", приведён в сказке А.Н.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" в главе "Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино". Именно эту фразу просила написать деревянного мальчика Мальвина.

Кроссворд 19

Запиши в клетки кроссворда по горизонтали девять слов-перевёртышей.

 

По горизонтали:

1. Шум, производимый при ходьбе, беге.

2. Собака Айболита.

3. Домик из жердей, покрытых ветками, соломой.

4. Герой русской народной потешки, отказавшийся молотить.

5. Имя девочки.

6. Отец отца или матери.

7. Волгоградская футбольная команда.

8. Корабельный повар.

9. Предмет, который можно сделать из снега.

В выделенных клетках по вертикали:

Перевертень, перевёртыш.

 

Анаграммы в кроссвордах

Анаграмма - перестановка букв в слове, образующая другое слово. Например, "бра - бар", "нос" - "сон", "бриг" - "гриб", "перс" - "серп", "выдох" - "выход", "загон" - "газон", "лапка" - "палка", "дротик" - "диктор", "цунами" - "умница", "весточка" - "качество", "вредность" - "древность". Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (3 в. до н.э.), который составил анаграмму из имени царя Птолемея.

Кроссворд 21

Впиши во все горизонтальные ряды и в выделенный вертикальный ряд анаграммы.

 

По горизонтали:

1. Тор

2. Волос.

3. Ямка.

4. Бутан.

5. Шрам.

6. Кулак.

7. Брак.

В выделенных клетках по вертикали:

Мошкара.

 

Кроссворд 137

Этот кроссворд составлен по произведениям детских поэтов. Догадайся, что пропущено в следующих перечнях.

По горизонтали:

1. Перед тобой - игрушки: мишка, бычок, слон, самолёт, лошадка, мячик, зайка, козлёнок, кораблик, барабан, флажок. А что ещё? (А.Барто "Игрушки").

2. В багаж дама сдавала картонку, корзину, картину, собачонку, саквояж, чемодан. А что ещё? (С.Маршак "Багаж).

3. В зоопарке воробей обедал у лисицы, журавля, моржа, крокодила, слона, медведя, носорога, льва. А у кого ещё? (С.Маршак "Где обедал, воробей?").

4. По приказу Мойдодыра грязнулю стали тереть и чистить мыло и щётки. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр").

5. К Мухе-Цокотухе в гости пришли муравьи, бабочки, мотыльки, светляки, сороконожки, жуки-червяки, козявочки, блошки, букашки, тараканы, бабушка-пчела, клоп. А кто ещё? (К.Чуковский "Муха-Цокотуха").

6. Таракана испугались обезьяны, носороги, быки, слоны, крокодилы, раки, волки. А кто его проглотил? (К.Чуковский "Тараканище").

7. Однажды не по-своему замяукали, захрюкали, заквакали свинки, уточки, кошечки, курочки, воробышек. А кто ещё? (К.Чуковский "Путаница").

8. По телефону звонили газели, цапли, мартышки, зайчатки, крокодил, медведь, кенгуру, слон, свинья, тюлень, носорог. А кто ещё? (К.Чуковский "Телефон").

9. Ехали, смеялись и пряники жевали комарики, раки, зайчики, волки, львы, кот. А кто ещё? (К.Чуковский "Тараканище").

10. Целый год разбирались, где КИТ, а где КОТ доктора, профессора, медицинская сестра, студенты, корреспонденты, редакторы, корректоры, юные натуралисты. А кто ещё? (Б.Заходер "Кит и Кот").

11. Мышонка баюкали лошадь, курица, жаба, свинка, щука, кошка, мышка-мать. А кто ещё? (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке").

12. Ускакали, улетели, убежали от грязнули башмаки, чулки, брюки, сапоги, утюги, пироги, одеяло, подушка, самовар, кушак, кочерга, книжка, свечка. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр").

13. От Федоры Егоровны сбежали тарелки, ложки, чашки, бутылки, рюмки, вилки, стаканы, блюдца, утюги, топоры, ножи, кочерга, лопата, метла, скалка, таз, труба, самовар, стол, сковорода, кофейник, кастрюля, корыто, сито. А что ещё? (К.Чуковский "Федорино горе").

В выделенных клетках по вертикали:

Мамы всякие важны: лётчик, милиционер, повар, инженер, портниха, учительница, доктор. А кто ещё? (С.Михалков "А что у вас?).

 

Кроссворд 160

Реши кроссворд-тест по книгам И.Сухина "Приключения в Шахматной стране" и "Удивительные приключения в Шахматной стране".

По горизонтали:

1. Шахматная фигура, которую в разных странах называют "шутом", "бегуном", "епископом", "гонцом", "офицером", "стрелком": конь, слон, тура?

2. Что похитил у Юры злой Задира: букварь, молоток, тетрадь?

3. Предмет, на который похож домик Весёлого Горизонталика: кубик, пенал, ранец?

4. Древняя, мудрая игра, в которую Клеточка учила играть Юру: городки, фантики, шахматы?

5. Шахматная фигура, которая всегда прыгает с белого поля на чёрное, а с чёрного - на белое: конь, слон, тура?

6. То, на что Задира при похищении переложил сонного Юру с кровати: носилки, самокат, тележка?

7. Волшебный предмет, на котором Юра, Клеточка и Загадай летели над Шахматной страной в город Штрёбек: ковёр, метла, санки?

8. Волшебное средство передвижения, на котором Клеточка прибыла за Юрой: бульдозер, велосипед, дирижабль?

9. Шахматная фигура, которая в древней Индии называлась "учёным человеком", "советником": ладья, пешка, ферзь?

10. Самая маленькая и слабая шахматная фигура, способная превратиться в самую сильную: ладья, пешка, фишка?

11. У ворот Каиссии Юру, Клеточку и Загадая встретили: гвардейцы, снеговики, стражники?

12. Кто в Клеточном государстве глотал шахматные клетки-поля, пока самая умная клетка Полина не придумала, как его перехитрить: дракончик, медведица, орангутан?

13. Место, где Клеточка провела с Юрой первое шахматное занятие: беседка, палатка, стадион?

В выделенных клетках по вертикали: Что Юра подарил Клеточке при расставании?

 

ОТВЕТЫ:

Кроссворд 7

1. Иван. 2. Тома. 3. Алик. 4. Егор. 5. Марк. 6. Ира. 7. Оля. В вертикальном ряду: Валерия.

 

Кроссворд 17

1. Лук. 2. Сыр. 3. Дно. 4. Ров. 5. Яма. 6. Рот. 7. Ось. В вертикальном ряду: Кровать.

 

Кроссворд 19

1. Топот. 2. Авва. 3. Шалаш. 4. Тит. 5. Анна. 6. Дед. 7. "Ротор". 8. Кок 9. Комок. В вертикальном ряду: Палиндром.

 

Кроссворд 21

1. Рот. 2. Слово. 3. Маяк. 4. Табун. 5. Марш. 6. Кукла. 7. Краб. В вертикальном ряду: Ромашка.

 

Кроссворд 137

По горизонтали: 1. Грузовик. 2. Диван. 3. Кенгуру. 4. Мочалка. 5. Кузнечик. 6. Воробей. 7. Медведь. 8. Олень. 9. Жаба. 10. Академик. 11. Утка. 12. Простыня. 13. Чайник. По вертикали: Вагоновожатый.

 

Кроссворд 160

1. Слон. 2. Тетрадь. 3. Кубик. 4. Шахматы. 5. Конь. 6. Тележка. 7. Ковёр. 8. Велосипед. 9. Ферзь. 10. Пешка. 11. Стражники. 12. Дракончик. 13. Беседка. В вертикальном ряду: Стихотворение.

 

 

ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАТЕИ

Лучшие книги: "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" (1998) и "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: литературные викторины, кроссворды и чайнворды для детей".

 

ЗАГАДКИ, ЗАГАДКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ЗАГАДКИ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Лучшая книга: "Новые 500 загадок – 70 кроссвордов".

 

ЛОГОПЕДИЯ И СКОРОГОВОРКИ

Лучшие книги: "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" и "Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков".

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

Лучшие книги: "800 новых логических и математических головоломок" и "Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс".

 

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Лучшие книги: "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" и "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для детей 5–8 лет).

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Занимательная библиография

 

ЧТО УЖЕ РАЗМЕЩЕНО НА САЙТЕ

КНИГИ, РУКОПИСИ, СТАТЬИ И.Г.СУХИНА

КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА, ИЛИ ОХОТА НА ПЛАГИАТОРА

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Калейдоскоп интересных ссылок

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

mailto:suhin_i@mail.ru

Home Page URL: http://suhin.narod.ru/zag6.htm

© 2001-2006 Сухин И.Г. Все права защищены.

 

Сайт управляется системой uCoz