Сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
Доклад из сборника трудов Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат “Дагомыс-2003” (Набережные Челны: Sundries LTD, с.150-154)
И.Г.Сухин
ШАХМАТНЫЙ КУРС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером.
Большой вклад в развитие отечественной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста внесли: Л.Я.Береславский, М.В.Блох, А.О.Гаврилов, В.И.Гончаров, В.Г.Гришин, Д.А.Давлетов, Н.И.Журавлев, В.Г.Зак, С.Д.Иващенко, Е.И.Ильин, В.В.Костров, А.Н.Костьев, Е.П.Линовицкий, И.Л.Майзелис, С.Ю.Макарычев, М.И.Макарычева, В.И.Мечитов, В.А.Пожарский, И.Л.Славин, И.Г.Сухин, А.А.Тимофеев, В.Б.Уманский, В.Л.Хенкин, В.Д.Чащихин, Н.П.Шумилин, М.М.Юдович, Н.Г.Яковлев и многие другие.
В сердцевине современной концепции общего образования – идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Мы, шахматные методисты, любим цитировать В.А.Сухомлинского, который был обеими руками “за шахматы”. Но вот любопытные цитаты из книги начала века: “Теперь перейдём к таким играм, где всё зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное воспитательное значение... Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать. У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где-либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела... Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании всё важно, а шахматы, ведённые последовательно, начиная с решения самых простых двух-трёх ходовых задач, явятся одним из очень действительных средств в этом отношении, кроме того дадут немалую пищу соображению” (И.Я.Герд “Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей”. – СПб.: Шиповник, 1912, 5-е изд., с.40-41). На титульном листе данной книги указано: “Первые 4 издания одобрены для всех учебных заведений”.
Говоря о шахматах для детей младшего возраста, я подразумеваю не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития.
Ещё не оценено в должной мере то обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения, самореализации этих детей порой чрезвычайно узки, и дети остро чувствуют свою реальную либо мнимую ущербность.
Парадокс обучения игре в шахматы состоит в том, что оно даёт необычайно много не только детям с задержкой психофизического развития, не только “нормальным” детям, но и детям одарённым. Важно лишь каждому ребёнку давать посильные развивающие задания.
С 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе; к 2002 году, к сожалению, часов для них отводится меньше). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов (“Введение в народоведение”, “Твоя Вселенная” и “Шахматы – школе”).
Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. Поэтому, не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе пишут: “Давайте включим уроки шахмат в школьную программу”.
Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, “Твоя вселенная”. При этом очень многие директоры школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.
Очень точно об этом сказал В.И.Мечитов в журнале “64 – Шахматное обозрение” (1998, N7): “Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя. К сожалению, мало людей, желающих этим заниматься”.
В рамках научной программы “Российская школа” в 1993 году, направление II Государственной научно-технической программы “Развитие образования в России” (проект “Шахматы детям”, шифр 1.1.2, N62) автору этих строк было доверено разработать учебно-методический комплект “Шахматы, первый год” – для первого класса общеобразовательной начальной школы, и это было сделано.
В комплект вошли:
1.
Программа “Шахматы, первый год”; опубликована в журналах “Начальная школа” (N9, 1994) и “Вестник образования” (N9, 1994).2. Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы
“Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” (издан “Духовным возрождением” г. Обнинск в августе 1998 г. тиражом 15000 экз.). Учебник отмечен дипломом 7-й международной ярмарки “Детская, развивающая и учебная литература” в 2001 году.3. Пособие для учителя
“Шахматы, первый год, или Учусь и учу” (Обнинск: Духовное возрождение, 1999).4. Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам” (ещё не издан).
5. Пособие “Необыкновенные шахматные приключения” (ещё не издано).
6-7. Дидактические книжки-картинки “Удивительные приключения шахматной доски” и “Лена, Оля и Баба-Яга” (отдельными книгами ещё не изданы).
В комплект включён и сценарий обучающего шахматного мультфильма “Горизонталик из Шахматной страны”. К сожалению, киностудия “Союзмультфильм” не выполнила эту работу.
Также был написан сценарий третьего шахматного диафильма “Волшебные шахматные фигуры: Третий шаг в мир шахмат”. Но к тому времени студия “Диафильм” прекратила свою деятельность. Ранее студия выпустила два удачных обучающих диафильма “Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1990) и “Книга шахматной мудрости: Второй шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1992).
Каждая из данных работ получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”.
Ни в одной стране мира нет подобного учебно-методического комплекта по шахматам, написанного специально для начальной школы.
В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли:
1. Программа
“Шахматы, второй год” (опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, N8) и “Вестник образования” (1995, N12).2. Учебник для второго класса
“Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” (Обнинск: Духовное возрождение, 2002).3. Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”.
4. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет
“Удивительные приключения в Шахматной стране” (М.: Поматур, 2000).Каждая из указанных работ также получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”.
В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Минобразования “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)” и “...Начальные классы (1-4)”. – М.: Просвещение, 1996.
В 1998 году в журнале “Начальная школа” издана программа “Шахматы, третий год” (1998, N3). В 1998 году увидела свет новая редакция “Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, в которые включены шахматные программы трёх лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы. Они в двух частях (шахматы – в самом конце второй части).
Все работы опираются на нестандартные авторские наработки, на авторское ноу-хау. В их числе: разработка оригинальных дидактических заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, использование игры на фрагментах доски, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, детальная разработка “доматового” периода обучения и многое другое. Из всего многообразия шахматного материала отобран именно тот, который в полной мере отвечает задачам начальной школы, дополняет и обогащает остальные учебные предметы.
Особенность курса состоит в том, что он предназначен для обычного учителя начальной школы, не знакомого прежде с шахматами. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.
Сравнительно недавно, в дополнение уже изданным работам, увидело свет наше пособие
“Тысяча самых знаменитых шахматных комбинаций” (М.: Астрель, 2001), где были заново проанализированы комбинации, входящие в золотой фонд шахматного искусства. Как это ни странно, но хотя многие из них имеют альтернативные решения, а некоторые даже – опровержения, это не было замечено авторами многочисленных учебников и сборников по тактике.Уверен, одна из обязанностей методиста перед обществом состоит в том, чтобы иметь в Интернете свой сайт и публиковать свои наработки. Поэтому в июне 2001 года я сделал свой сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина” (http://suhin.narod.ru), на котором поместил программы трёх лет обучения, статьи и большие фрагменты из книг.
С огорчением отмечу – несмотря на старания автора этих строк и усилия других новаторов, шахматы, как обязательный предмет, присутствуют пока не в каждой школе. Поэтому не может не радовать то обстоятельство, что 15 ноября 2002 года, благодаря инициативе А.Е.Карпова, в Министерстве образования состоялся “круглый стол”, посвящённый вопросам шахматного образования в России. На нём присутствовали не только ведущие шахматные методисты (к сожалению, собрать удалось не всех, отсутствовали В.И.Гончаров, В.А.Пожарский и др.), но и сотрудники Министерства. По его результатам был создан координационный совет, и Министерство образования приступило к разработке новых нормативных документов, посвящённых развитию шахматного образования в России.
Теперь обратим ваше внимание на очень важное обстоятельство: во многих регионах России давно поняли, что начинать учить игре в шахматы лучше не в школе, а гораздо раньше. Много лет назад и автор этих строк постарался выявить всё то, чем могут быть полезны шахматы системе дошкольного воспитания, и реализовать это в программах, учебниках, пособиях.
И многое уже сделано в начале 90-х гг.: получено свидетельство на промышленный образец устройства для обучения шахматным азам детей с двухлетнего возраста (!), выпущены в свет диафильмы “Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1990) и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат (М.: Диафильм, 1992), написаны и изданы книга для совместного чтения родителей и детей 5 – 7 лет
“Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991), сборник дидактических сказок с предисловием Г.К.Каспарова “Волшебный шахматный мешочек” (Испания, 1992, на испанском языке), пособие-сказка “Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет” (М.: Новая школа, 1994), переизданное позднее под названием “Шахматы для самых маленьких” (М.: Астрель, 2000). В журналах “Мир образования” (1996, N7-8) и “Материнство” (1997, N1) был опубликован глубокий и содержательный анализ учебной шахматной литературы, проведённый доктором филологических наук Б.Ланиным, где этим работам дана высокая оценка.Любопытный штрих: в 1990-1991 гг. Г.К.Каспаров приступил к реализации мощной программы выпуска шахматной литературы, ориентированной на западные страны. Мне посчастливилось попасть в число авторов, хотя я ещё не опубликовал в России свои книги (только статьи и диафильм). Как это ни удивительно, но когда американским издателям дали посмотреть диафильм “Приключения в Шахматной стране”, они пришли в такой восторг, что предложили выпустить его сценарий отдельной книжкой-картинкой. В дальнейшем, благодаря Г.К.Каспарову, не меньший интерес проявили к данной работе и её продолжению в Англии, Германии и Испании. К сожалению, данный проект не получил развития, и удалось издать только книжку-картинку “Волшебный шахматный мешочек” (в Испании, 1992).
В заключение – ещё раз о грустном. В последние годы появляется мало актуальных статей, посвящённых не спортивным итогам детских соревнований, а вопросам методики преподавания шахмат детям самого младшего возраста. Лучшее из опубликованного: серия статей А.А.Тимофеева в Выпусках Ассоциации школьных шахматных клубов “Шахматный всеобуч” (1997). Почти нет подобных материалов и в Интернете. Здесь учитель шахмат может найти лишь содержательные статьи одного из пионеров массового шахматного движения, замечательного педагога В.И.Гончарова, превосходный мини-сайт “Шахматы – детям” А.А.Тимофеева, а также программы обучения и другие материалы автора данных строк. А ведь в России шахматы – обязательный атрибут каждой школы Калмыкии и Республики Саха. Как работают педагоги указанных республик? По каким методикам? Информации об этом и многом другом нет (на одной из Интернет-страниц написано, что в Республике Саха с лекциями побывал В.И.Гончаров, но детали не приводятся).
Хотелось бы найти среди участников конференции единомышленников, людей которым небезразлична судьба школьных и дошкольных шахмат в России.
Я всегда открыт для сотрудничества. Связаться можно по следующему адресу электронной почты: suhin_i@mail.ru. Home Page URL: http://suhin.narod.ru. Контактный телефон в Москве: 966-79-48.
И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей, преподаватель шахмат в московской мини-школе “Знайка-М”, автор многих книг по педагогике, кандидат в мастера по шахматам.
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Приветствие президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова
К.Н.ИЛЮМЖИНОВ “Роль шахмат в формировании интеллектуальной личности XXI века”. Доклад также приведён в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2002, №2. -
http://www.64.ru/2002/2/feb08.html. Выступление К.Н.Илюмжинова на 7 съезде шахматистов России опубликовано в газете “Шахматная неделя”, 2003, №17, с.2.А.СЕЛИВАНОВ “Прорыв в будущее” -
http://www.volgachess.ru/f/Selivanov_DAG.htm.Ю.АВЕРБАХ “Из опыта работы председателя шахматной федерации СССР по воспитанию юных шахматистов”. Статья также приведена в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2003, №4, с.40-41.
В.ПОЖАРСКИЙ “Детские шахматы в России” -
http://www.volgachess.ru/f/V._Pozharsky.htm. Отрывок из доклада (“Ещё не отстаём, уже не обгоняем”) опубликован в газете “Шахматная неделя”, 2003, №14, с.7.
РАЗДЕЛ 1. Совершенствование юных шахматистов мастерского и кандидатского уровней
М. ДВОРЕЦКИЙ “Принципы совершенствования шахматиста”. Отрывок из доклада (“Соблазн комфорта”) опубликован в газете “Шахматная неделя”, 2002, №24, с.7.
Н. АЛЕКСЕЕВ, Ю.РАЗУВАЕВ “Школа, компьютер, шахматы”.
П. ЛОБАЧ “Как подготовить юного мастера” -
http://www.chessportal.ru/story03/05/15/4421036. Фрагмент доклада (“В нашем деле мелочей нет”) также опубликован в газете “Шахматная неделя”, 2003, №16, с.7.Л. ВЕРЕТНОВ “Об особенностях тренерской работы с юными шахматистками” -
http://www.chessib.com/rus/veretnovnaspw.htmlД. САЛИННИКОВ “Как работать дома” -
http://www.salinnikov.narod.ru/school/homework.htmД. САЛИННИКОВ “Один памятный эндшпиль, или О пользе чтения книг” -
http://www.salinnikov.narod.ru/school/endgame.htm.(С другими статьями Д.Салинникова можно познакомиться на его авторском сайте -
http://salinnikov.narod.ru; список статей автора – с прямыми ссылками - находится на страничке http://salinnikov.narod.ru/school/school.htm; наиболее интересны статьи “Об изучении шахматной классики” - http://salinnikov.narod.ru/school/books.htm; “Игра по-человечески” - http://www.salinnikov.narod.ru/school/human.htm; “Формирование дебютного репертуара. Новый дебют” - http://www.salinnikov.narod.ru/school/opening.htm; “Советы шахматистам, играющим только по Internet” - http://salinnikov.narod.ru/school/webplayers.htm; “Игровые шахматные серверы: какой выбрать?” - http://fanchess.narod.ru/materials/gamezones.htm)Л. ВЕРЕТНОВ “Тренер, компьютер, анализ”
К. КОДИНЕЦ “Использование компьютерных программ в тренировочном процессе и во время соревнований”
А. САПФИРОВ “Из опыта работы Краснодарской шахматной федерации по развитию шахмат на Кубани”
С. ГРОДЗЕНСКИЙ “Заочные шахматы и подготовка юных шахматистов”
И. БОТВИННИК “Метод Ботвинника”
РАЗДЕЛ II. Подготовка, совершенствование и организация соревнований шахматистов массовых разрядов
А. КОСТЬЕВ “О высшем шахматном образовании в России XXI века”. Статья также приведена в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2003, №4, с.41-42.
(В журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2002, №12, с.12 приведена ещё одна статья А.Н.Костьева о Международном школьном шахматном союзе “Если так пойдёт…”)
Е. ЛИНОВИЦКИЙ “Концепция специализации “Шахматы” в ВУЗах”
(В Интернете можно познакомиться со следующей работой Е.П. Линовицкого “О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов” /Линовицкий Е.П., Кулакова Э.А., Найдоски Т. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - №2. - С.20-22 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1998N2/p20-22.htm)В. ГОНЧАРОВ, М.ВАЛЕЕВ “Кого и как готовит ВУЗ”
(В Интернете можно познакомиться со следующими работами В.И.Гончарова: “О речевой подготовке тренера-педагога по шахматам” -
http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/rech.htm; “Некоторые аспекты оценки позиции шахматной партии при обучении юных шахматистов” - http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/otcenka.htm; “Методика организации работы учащихся в процессе обучения шахматной игре” - http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/metod.htm; биография В.И.Гончарова - http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/biogr1.htm)И. ПЕРЕВЕРТКИНА “Московские шахматные спецшколы”
Л.ВЕРЕТНОВ “Некоторые проблемы работы с юными шахматистами” -
http://www.chessib.com/rus/veretnovnprob.htmlГ.НЕЙЗБЕРГ, М. СУВОРОВА “Опыт работы с детьми в шахматном Кировском детском центре”
(Данная статья написана на основе двух следующих: “Из материалов проекта “
Шахматная школа” (2002) - http://www.kchess.spb.ru/parents/project.htm и “Из материалов программы “Шахматы как образ жизни” - http://www.kchess.spb.ru/parents/program.htm; другие статьи методистов Кировского детского центра расположены на сайте центра (СПб) - http://kchess.spb.ru, e-mail: kchess@inbox.ru; тематике сборника трудов отвечают следующие: Нейзберг Г.А. “Ответы на вопросы родителей” - http://www.kchess.spb.ru/parents/otvety.htm; Суворова М.И. “Ребенка ждет успех, если…” - http://www.kchess.spb.ru/parents/uspeh.htm; Суворова М.И. “Способен каждый” - http://www.kchess.spb.ru/parents/sposoben.htm. Биография Г.А.Нейзберг - http://kchess.spb.ru/treners/neizberg.htm; биография М.И. Суворовой - http://kchess.spb.ru/treners/suvorova.htm)А. ПОТАПОВ “Путевки на первенство мира - сильнейшим, или Как избавить главный турнир страны от детского мата”
В. ПОЖАРСКИЙ “Подготовка юных шахматистов и “лечение детских болезней”. Отрывок из доклада (“Поставить диагноз, назначить лечение”) опубликован в газете “Шахматная неделя”, 2003, №18-19, с.5. Другой фрагмент доклада (“Этот хрупкий разум…”) приведён в №22, с.7.
В. ФРЕНКЛАХ “Типовые фразы при комментировании шахматных партий”
В. БУЧЕНИК “Шахматная юность Франции”
К. ПАПАДОПУЛОС “Шахматы как инструмент воспитания молодежи”
В. УМАНСКИЙ “Регулирование управления установкой в процессе формирования тактического мастерства у шахматистов-разрядников”
РАЗДЕЛ III. Подготовка шахматистов младшего возраста
И. СУХИН “Шахматный курс в начальной школе: история становления” -
http://suhin.narod.ru/chessdagomys.htm(В Интернете также можно познакомиться со следующими работами И.Г.Сухина - Программы Министерства образования России: “Шахматы, первый год” -
http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm, “Шахматы, второй год” - http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm, объяснительная записка к курсу - http://suhin.narod.ru/chessfak1.htm; а также такими статьями и фрагментами книг “Зачем детей 2–5 лет учить игре в шахматы? Возможности детей этого возраста. Психологические характеристики детей” - http://suhin.narod.ru/chessland1.htm; “Избранные материалы из книги “1000 самых знаменитых шахматных комбинаций” – http://suhin.narod.ru/chesskomb1.htm; “Избранные материалы из книги “Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя” - http://suhin.narod.ru/chessuch2.htm и многим другим - смотрите материалы сайта)В ГОНЧАРОВ, Н. МУХАМЕТЗЯНОВ “Методика организации работы учащихся в процессе обучения шахматной игре”
В. ГОНЧАРОВ “Первый шахматный урок”
Н. РАСТОПЧИНА “Метод сократовского урока как одна из форм проведения шахматного занятия”
Л. БЕЛАВЕНЕЦ “Проблемы занятий шахматами с детьми младшего возраста (5-8 лет)”. Статья также приведена в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2003, №5 (“Юниор”) и на сайте журнала -
http://www.64.ru/2003/5/may20.html.(С другой статьёй Л.С. Белавенец - “Человек из прежнего мира” - можно познакомиться в газете “Шахматная неделя”, 2003, №6, с.7; ещё одна статья – “О звёздах и звёздочках” - опубликована в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2002, №12, с.38)
В. ПОЖАРСКИЙ “Дуэль королей, или 17 мгновений весны”. Отрывок из доклада (“Куда идёт король?”) опубликован в журнале “64 - Шахматное обозрение”, 2003, №5 (“Юниор”) -
http://www.64.ru/2003/5/may21.html.В. ГАГАРИН “Перовский феномен”
С. ДЕРЯБИНА, Н. ДЕРЯБИНА “Применение методики развивающего обучения при подготовке шахматистов младших разрядов”
Е. СОКОЛЬСКАЯ “Метод визуально-духовного стимулирования в шахматах”
В. РЫЖКОВ ''Помочь раскрыться одаренным людям”
В. МАТВЕЕВ “Методы отбора и подготовки юных шахматистов”
К. КУЗНЕЦОВ, К. ДЕНЯПКИН “Компьютер и шахматы”
К. ТЮРБЕЕВ “О пользе шахмат для детей и опыте шахматной работы в средней школе”
А. ПЕТРОВ “Шахматы на селе”
В. ГОНЧАРОВ “Как стать тренером”
Примечание: Интернет-версии статей из сборника не всегда полностью соответствуют тексту книги: авторы, имеющие выход в среду Интернет (обладатели сайтов и др.), иногда предлагают свои статьи в полном объёме (некоторые статьи попали в сборник в сокращённом виде, так как его объём был ограничен), а также с дополнениями; с другой стороны при публикации в журналах чаще всего материалы существенно сокращались.
Выражаем благодарность тем авторам статей, которые опубликовали свои материалы в Интернете!
Если Вас заинтересовали материалы из сборника Трудов, то советуем познакомиться со следующими статьями из журнала “Физическая культура”:
Неверкович С.Д., Кучумова Е.Н., Самоукина Н.В. Диагностика уровня рефлексии у юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С.41-47 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1996N1/p41-47.htmКнязева В.В. Физическая культура и шахматы: Новинки методики //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №3. - С.60-62; №4. - С.44-45 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N3/p60-62.htmАнишева В.Е. Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: Журнал в журнале. - 1998. - №4. - С.33-35 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1998N4/p33-35.htmНеверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №2. - С.11-15 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p11-15.htmУманская И.В., Соболев Г.О. Специфика методики подготовки высококвалифицированных юных шахматистов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер: Журнал в журнале. - 2002. - №4. - С.9-12 -
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p35-38.htm Примечание: Последняя статья пока недоступна.
Очень мало в прессе и Интернете публикаций, посвящённых не работе тренеров, а работе школьных учителей шахмат и материалам о них. Вот немногие примеры:
Э.В.Егоров, учитель шахмат школы № 31, Новгород “Шахматы в школе? Шахматы - школе!” (газета “1 сентября. Спорт в школе”, 07-08-1999) -
http://archive.1september.ru/spo/1999/spo0708-2.htm.М.Чернышова “Привет Гарри Поттеру!” //64 - Шахматное обозрение”, 2002, №12 (“Юниор” №12), с.40-41 – о Владимире Ивановиче Мечитове – учителе шахмат Центра образования №1828 “Сабурово” (мнение журналиста, присутствовавшего на уроках шахмат в первом и третьем классах).
Список методических статей будет расширен. Заранее благодарен за уточнения и дополнения. 22 сентября 2006 года.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
ШАХМАТЫ
Лучшие книги:
“Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет” и “Удивительные приключения в Шахматной стране” (для детей 5-–8 лет).Программы Министерства образования России:
“Шахматы, первый год”, “Шахматы, второй год”.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Лучшие книги: “800 новых логических и математических головоломок” и “Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга: 1-7 класс”.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАТЕИ
Лучшие книги:
“Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников” (1998) и “Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: литературные викторины, кроссворды и чайнворды для детей”.
ЗАГАДКИ, ЗАГАДКИ-ШУТКИ, СКАЗКИ-ЗАГАДКИ, ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Лучшая книга:
“Новые 500 загадок – 70 кроссвордов”.
ЛОГОПЕДИЯ И СКОРОГОВОРКИ
Лучшие книги:
“Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук “С” и “Весёлые скороговорки для “непослушных” звуков”.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Занимательная библиографияЧТО УЖЕ РАЗМЕЩЕНО НА САЙТЕ КНИГИ, РУКОПИСИ, СТАТЬИ И.Г.СУХИНА КТО ЗАЩИТИТ АВТОРА, ИЛИ ОХОТА НА ПЛАГИАТОРА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ Калейдоскоп интересных ссылок
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
mailto:suhin_i@mail.ru
Home Page URL: http://suhin.narod.ru
© 2003-2006 Сухин И.Г. Все права защищены.